Статья 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В момент регистрации в налоговой в качестве индивидуального предпринимателя или организации (ООО) вы вправе выбрать и установить специальный налоговый режим, подходящий под род деятельности вашего предприятия. Это предусмотрено в Налоговом Кодексе Российской Федерации, в частности П.7 ст.12.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
УСН, или «упрощенка», самая распространенная и самая старая система налогообложения. При ее использовании не нужно платить НДФЛ, НДС, налог на имущество и налог на прибыль.
Базой для начисления налога могут быть:
- «Доходы» — ставка 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
- «Доходы минус расходы» — ставка 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально. Если же расходы превышают доходы, заплатить нужно минимальную ставку — 1% от годовой суммы дохода, а убытки текущего периода переносятся на следующие годы, уменьшая налоговую базу этих лет.
Применять УСН могут как компании, так и индивидуальные предприниматели. Но есть ряд условий:
- не более 130 сотрудников,
- не более 200 млн рублей выручки,
- остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей,
- доля участия других организаций в уставном капитале организаций — не более 25%,
- отсутствие у компании филиалов.
Перечень специальных налоговых режимов, применяемых в 2022 году.
Перечень разрешенных к применению специальных налоговых режимов в этом году достаточно велик, есть из чего выбрать. Будьте внимательны, некоторые режимы действуют не во всех регионах России.
В список спецрежимов входят:
- Упрощенная система налогообложения (УСН); на бухгалтерском сленге — упрощенка.
- Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН), вступила в действие 1 июля этого года.
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), для сельхозпроизводителей.
- Патентная система налогообложения (ПСН), он же патент.
- Налог на профессиональный доход (НПД), самый простой, но исключительно для тех, кто ведет свою деятельность под статусом САМОЗАНЯТЫЙ.
Патентная система налогообложения (ПСН).
Патент можно получить на период от 1 до 12 месяцев; в одном календарном году. Срок подачи заявления – 10 рабочих дней до начала применения. Оплата производится единовременно за весь период действия патента.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Налоговый кодекс РФ глава 26.5 |
Необходимая отчетность |
Без декларации |
Сотрудники |
Возможно иметь штат сотрудников до 15 человек. |
Вид деятельности |
Только индивидуальные предприниматели, подходит не для всех видов, изучаем «Основание». |
Налоговая база |
Потенциально возможный доход. |
Расчет налога |
Стоимость патента зависит от региона. Формула расчета: (Д*6%)*Т/12, где Д – потенциально возможный доход; Т – время, на которое покупается патент. |
Иные расходы |
Уплата страховых взносов за себя. |
Алгоритм выбора системы налогообложения
Итак, мы разобрались в основных элементах российских налоговых систем. Что со всем этим делать? Надо оценить — требованиям каких налоговых режимов удовлетворяет ваш бизнес.
- Начинать надо с выбранного вида деятельности, а именно – под требования каких систем налогообложения он вписывается. Например, розничная торговля и услуги подходят под УСН, ОСНО, ПСН. Торговать оптом можно только на УСН (в пределах лимитов) и ОСНО. Сельхозпроизводители могут работать на ОСНО, УСН и ЕСХН. Индивидуальные предприниматели могут приобрести патент на услуги производственного характера, такие как изготовление ковров и ковровых изделий, колбас, валяной обуви, гончарных изделий, бондарной посуды, изделий народного промысла, сельхозинвентаря, очковой оптики, визитных карточек и др. Самый широкий выбор видов деятельности из специальных налоговых режимов – у УСН.
- По организационно-правовой форме (ИП или ООО) ограничения распространяются на ПСН и НПД. Эти режимы разрешены только физлицам. Остальные налоговые режимы доступны и физическим, и юридическим лицам.
- По количеству работников самые жесткие требования у патентной системы налогообложения – не более 15 человек. Ограничения же по работникам для УСН (130 человек) можно назвать для начала деятельности приемлемыми.
- Лимит предполагаемого дохода для УСН: 219,2 млн. рублей в год. Пожалуй, его трудно будет выдержать торгово-посредническим фирмам и бизнесу с большой долей расходов. Лимит в 60 млн рублей для патентной системы налогообложения довольно трудно преодолеть с учетом ограниченного числа работников, поэтому можно назвать это требование не очень существенным. Самый жесткий лимит — на НПД, поэтому этот режим больше подходит для нерегулярного или совсем мелкого бизнеса.
- Если вам необходимо быть плательщиком НДС (например, ваши основные клиенты – плательщики НДС), то лучше выбрать ОСНО. Но здесь надо хорошо представлять себе, какой окажется сумма выплат по НДС, и сможете ли вы без проблем вернуть входящий НДС из бюджета. В ситуации с этим налогом практически невозможно обойтись без квалифицированных специалистов.
- Вариант УСН Доходы минус расходы может, в некоторых случаях, оказаться самым выгодным по суммам налога к уплате, но здесь есть серьезный бюрократический момент — подтверждение расходов. В этом случае надо знать, сможете ли вы предоставить подтверждающие документы.
- После того, как вы подобрали для себя несколько вариантов налогообложения (напоминаем, что ОСНО всегда может быть в этом списке), стоит сделать предварительный расчет налоговой нагрузки. Целесообразнее всего обратиться за этим к профессиональным консультантам, но самые простые примеры расчетов мы приведем здесь.
Комментарий к ст. 18 НК РФ
В Российской Федерации наряду с общей системой налогообложения применяются специальные налоговые режимы, и именно от общего и специального режима налогообложения зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.
Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.
Из системного толкования положений статей 18, 21, 22, 23 НК следует, что статус налогоплательщика — это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством (статус налогоплательщика в широком смысле). Однако права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами Особенной части НК РФ. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика.
Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 N 05АП-5345/2012.
Например, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N А72-8962/2011 отмечено, что переход организации на общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет у него возникновение иных прав и обязанностей по исчислению налогов, чем при применении упрощенной системы налогообложения, установленной главой 26.2 НК РФ. Признав организацию, которая считала себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалась правами и исполняла обязанности, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, права и обязанности которого предусмотрены главами 21, 25, 30 НК РФ и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения, налоговый орган изменил статус организации как налогоплательщика.
Комментируемая статья регулирует виды специальных налоговых режимов.
НК РФ установлены общий и специальные режимы налогообложения, от которых зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.
Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.
Применение налогоплательщиком общего режима налогообложения, предусматривающего уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет возникновение у него иных прав и обязанностей по исчислению налогов, установленных главами 21 и 25 НК РФ, чем при применении специального налогового режима.
Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера его деятельности, поскольку при общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится облагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности, иные формы отражения такой деятельности.
По состоянию на 01.04.2016 в Российской Федерации действуют пять специальных налоговых режимов:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (регулируется главой 26.1 НК РФ);
2) упрощенная система налогообложения (регулируется главой 26.2 НК РФ);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (регулируется главой 26.4 НК РФ);
5) патентная система налогообложения (регулируется главой 26.5 НК РФ).
Пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что ЕНВД применяется до 2018 г.
В соответствии со статьей 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 переходят на уплату ЕНВД добровольно.
Однако в марте 2016 года в ГД ФС РФ был внесен законопроект о продлении действия единого налога на вмененный доход до 2021 года.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, система ЕНВД успешно применяется налогоплательщиками на территории России уже более 13 лет, и практика ее применения показывает, что данный специальный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса и обеспечение его стабильности, а также на упрощение порядка исчисления и уплаты налога.
Предоставление с 1 октября 2015 года права уменьшения налоговой ставки по единому налогу в два раза (с 15 до 7,5 процента) на муниципальном уровне позволило органам местного самоуправления определять налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога в зависимости от социально-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности на конкретных территориях, что еще более повысило привлекательность данного льготного режима налогообложения.
Отмена ЕНВД с 1 января 2018 года может привести к сокращению количества малых предприятий и предпринимателей, а также повлечь иные негативные последствия в экономической сфере.
Таким образом, сохранение ЕНВД позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу и создать налоговые стимулы для его развития, но и сохранить стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
Необходимо отметить, решение о продлении ЕНВД после 2018 года также было включено в антикризисный план Правительства РФ.
Упрощённая система налогообложения
Глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» была введена в действие с 01.01.2003. Суть данного специального налогового режима заключается в замене наиболее значимых налогов уплатой единого налога.
Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате тех же налогов, что и плательщики ЕСХН, а также от уплаты НДС (за исключением уплачиваемого: при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; в качестве налогового агента в соответствии со ст. 161 НК РФ; при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением).
Прочие налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Однако для субъектов данного специального налогового режима установлены особенности уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Они не освобождаются от уплаты названных налогов в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно.
Желающие перейти на УСН должны отвечать следующим условиям.
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Указанная глава посвящена специфике системы налогообложения малого бизнеса, работающего в рамках двух специальных налоговых режимов. До статочно подробно излагается эволюция системы налогового стимулирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Показаны достоинства и недостатки действовавших до этого единого налога на вмененный доход и единого налога при упрощенной системе налогообложения. Анализируется система налоговых льгот малому бизнесу, действовавшая по налогу на прибыль. Обосновываются критерии, на которых должна строиться система налогообложения малого бизнеса.
Подробно излагаются характер ные особенности единого налога на вмененный доход и единого налога при упрощенной системе налогообложения. Критически оцениваются установленные НК РФ ограничения прав органов местного самоуправления в части установления единого налога на вмененный доход, а также перечень сфер деятельности, предприятия которых должны платить этот налог.
СНР среди субъектов малого предпринимательства
Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:
- Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
- Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.
Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.
Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.
Многие российские предприятия предпочитают выбирать упрощенный налоговый режим или систему налогообложения. Для этого бизнес должен соответствовать следующим критериям:
- штат сотрудников не должен превышать 100 человек;
- выручка бизнеса — не более 60 млн рублей в год;
- остаточная стоимость фондов не должна превышать 100 млн рублей;
- если налогоплательщик — юрлицо, то доля собственности других организаций в нем не должна превышать 25%.
УСН не могут применять фирмы, имеющие филиалы либо представительства.
УСН позволяет бизнесам не платить:
- налог на прибыль;
- налог на имущество (за исключением объектов недвижимости, по которым налоговая база соответствует их кадастровой стоимости);
- НДС.
Перейти на УСН, как и в случае с ЕСХН, можно, направив в ФНС уведомление по установленной форме. Аналогично этому, работать по «упрощенке» бизнес сможет только со следующего года. Исключение — если организация новая, и ее собственники успели направить в ФНС уведомление в течение 30 дней после государственной регистрации. Также следует отметить, что при переходе на УСН с ЕНВД работа по «упрощенке» возможна с того месяца, когда организация перестала работать по ЕНВД.
Патентная система налогообложения
Основные налоговые режимы, относящиеся к категории специальных — УСН, ЕСХН, а также ЕНВД, — относительно недавно, в 2012 году, были дополнены патентной системой исчисления сборов в бюджет. Плательщиками соответствующего налога могут быть ИП. Пользоваться преференциями данной системы налогообложения могут ИП, которые работают самостоятельно, либо формируют штат наемных сотрудников, не превышающий 15 человек.
Патентная система исчисления сборов в бюджет освобождает предпринимателя от уплаты:
- НДФЛ;
- налога на имущество физлиц (по тем объектам, которые задействуются в коммерческих активностях);
- НДС.
Примечательно, что вместе с патентной системой предприниматель может применять любые другие виды налогов. Исчисление платежей в бюджет по тем или иным коммерческим активностям он может осуществлять, таким образом, исходя из наибольшей выгоды. Главное — вести корректный учет соответствующих хозяйственных операций. Работать в рамках патентной системы могут предприниматели, занятые в широком спектре отраслей. В числе таковых:
- ремонт и пошив одежды, обуви;
- парикмахерские услуги;
- организация работы косметических салонов;
- предоставление сервисов в химчистках, прачечных;
- изготовление и ремонт галантереи;
- выпуск номерных знаков, уличных указателей;
- ремонт и техобслуживание бытовой техники;
- ремонт мебели;
- услуги фотоателье;
- ремонт и техобслуживание автомобилей;
- предоставление транспортных сервисов;
- ремонт квартир;
- монтажные, сварочные работы;
- остекление балконов;
- предоставление репетиторских услуг;
- уход за детьми и нуждающимися в помощи гражданами;
- организация приема вторичного сырья;
- ветеринарные сервисы;
- предоставление в аренду жилья;
- земельных участков;
- изготовление изделий, относящихся к образцам народного и художественного промысла;
- переработка овощей и другой сельскохозяйственной продукции;
- изготовление и ремонт инвентаря;
- услуги в аграрной сфере;
- типографские, переплетные услуги;
- ремонт ювелирных изделий, общепит (с некоторыми ограничениями);
- розничная торговля (с некоторыми ограничениями).
Глава 1. Понятие и сущность специальных налоговых режимов
В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструментов налогового регулирования. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов введение специальных налоговых режимов в процессе становления налоговой системы России было призвано компенсировать отмену ряда льгот для субъектов малого бизнеса и субъектов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этом же документе отмечается, что совершенствование упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей за шесть лет привело к снижению налоговой нагрузки на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования [6].
Однако практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны их применения, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и порядке, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и иными нормативными актами законодательства о налогах и сборах. Установление специальных налоговых режимов не относится к случаям введения новых налогов и сборов, поэтому их установление и введение производится в ином порядке. Понятие специального налогового режима, содержащееся в ст. 18 НК РФ, исходит из того, что такие режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории России [8].
Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима.
Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности. Например, это могут быть такие объекты налогообложения, как земельный участок, производственная площадь, месторождение полезного ископаемого и т.п. Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика. В таком случае ставка единого налога должна устанавливаться в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо натуральному показателю и не увеличиваться при росте производительности труда.
Говоря о специфических особенностях специальных налоговых режимов как мер налогового регулирования, нужно отметить позитивные и негативные последствия их применения (см. таблицу 1).
Таблица 1. Последствия применения специальных налоговых режимов
Позитивное влияние |
Негативное влияние |
снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков); |
разукрупнение организаций; |
повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов; |
создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов; |
сокращение теневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д. |
снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты; |
подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей; |
|
затруднение для налоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т.д. |
Специальные налоговые режимы в РФ – налогово-правовое явление, закрепленное в НК РФ. Оно представляет собой особый (измененный в более простом направлении) порядок исчисления, уплаты налогов. Такое изменение может касаться статуса налогоплательщика (например, инвестор по Соглашению о разделе продукции) или иных элементов налогообложения (ставки налога, налоговой базы и т.п.).
29.03.2016
В России на сегодняшний момент действует 5 специальных налоговых режимов.
Речь идет о:
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), глава 26.1 НК РФ
2. Упрощенная система налогообложения, глава 26.2 НК РФ
3. Единый налог на вмененный налог (ЕНВД), глава 26.3 НК РФ
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, глава 26.4 НК РФ
5. Патентная система налогообложения, глава 26.5 НК РФ
Специальные налоговые режимы функционируют для того, чтобы облегчить ведение бизнеса для отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому нормы, посвященные специальным налоговым режимам, предусматривают отдельные ограничения их применения, особый порядок начала осуществления деятельности на данных режимах.
Стоит отметить, что сегодня все специальные налоговые режимы функционируют в рамках НК РФ, что обусловливается единством налоговой системы и запретом на установление налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ (ст. 1, п. 5 ст. 3 НК РФ).
Но так было не всегда. Например, до принятия НК РФ и Главы 26.2 НК РФ (упрощенная система налогообложения) действовал отдельный Федеральный Закон, посвященный данному специальному налоговому режиму (Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»).
Поясним на примере упрощенной системы налогообложения, как устроен специальный налоговый режим.
Упрощенная система налогообложения (Глава 26.2 НК РФ)
УСН – специальный налоговый режим, который применяется ИП и организациями добровольно, наряду с другими режимами налогообложения (переход на режим осуществляется в порядке, установленном Главой 26.2 НК РФ) (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).
Применение режима освобождает организации от уплаты НДС (за исключением отдельных операций); налога на прибыль (за исключением отдельных операций); налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).
Применяющие режим ИП являются освобождёнными от уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 НК РФ); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ); НДС (за исключением отдельных операций).
Надо отметить, что иные налоги и сборы уплачиваются данными субъектами в обычном порядке.
Какие ограничения установлены в Главе 26.2 ?
Суммовой порог
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей (с учетом корректировки данной суммы на коэффициент-дефлятор) (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Суммовой порог есть и для применения УСН (в ходе предпринимательской деятельности) – 60 млн руб. доходов, с учетом корректирующего коэффициента-дефлятора данное значение будет больше (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Субъектный состав
УСН вправе применять организации и ИП, перешедшие на данный режим. В НК РФ есть нормы, запрещающие отдельным субъектам применять УСН (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Речь идет, например, о банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг. Все эти субъекты объединены или своим особым правовым статусом, или особой экономической ролью в жизни общества.
Переход на УСН и обратно на общую налоговую систему
Организации и ИП переходят на УСН в особом порядке, они не вправе вернуться добровольно на общий налоговый режим в середине налогового периода (ст. 346.13 НК РФ). В данной статье закреплена обязанность по своевременному уведомлению налогового органа о переходе на УСН. Организации и ИП, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Как перейти на УСН, если Вы только что зарегистрировались? Для этого Вы должны уведомить налоговый орган в письменной форме не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе (такая дата указывается в свидетельстве о постановке на учет) (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). ФНС разработала форму уведомления о переходе на УСН (Приказ ФНС России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@). Отсутствие такого уведомления не позволит применять режим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Выбор объекта налогообложения
Самостоятельный выбор одного из двух объектов налогообложения: доходы; доходы минус расходы (см. ст. 346.14 – 346.16 НК РФ). При расчете доходов и расходов используются принципы и нормы Главы 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль организаций. Следует учитывать, что на сегодняшний момент перечень расходов, принимаемых в целях расчета налога по УСН по объекту «доходы минус расходы», является закрытым, перечислен в ст. 346.16 НК РФ.
Для этих объектов налогообложения предусмотрены разные ставки налога: доходы (6%), доходы минус расходы (15%).
Иные особенности
Существование других особенностей. Для УСН это, например, существование такого термина как «минимальный налог» (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Минимальный налог рассчитывается как 1% от налоговой базы «доходы». Применяется в том случае, если исчисленный по налоговой базе «доходы минус расходы» налог будет меньше значений минимального налога. Это, так сказать, альтернативный вариант на случай максимального уменьшения подлежащего уплате налога.
Смотрите иные особенности применения УСН в Главе 26.2 НК РФ.
На примере УСН мы увидели, что название «специальный налоговый режим» полностью себя оправдывает. Что касается других специальных режимов, они также имеют свои оригинальные особенности.
Налоговое обложение для ИП: какие виды существуют, их условия
В соответствии с положением, прописанным в статье 227 НК РФ, частники обязаны самостоятельно рассчитывать сумму налогов на доходные средства физлиц от предпринимательства и платить в указанный срок. Но если бизнесмен-предприниматель по собственной инициативе переходит на упрощенку (упрощенную систему), по закону он больше не обязан уплачивать подоходный. В качестве исключения выступает единственная категория сборов, которая устанавливается на прибыль согласно 2, 4 и 5 пунктам ст. 224.
Частные предприниматели выплачивают государству утвержденную сумму неналоговых начислений за 12 месяцев. При этом непосредственный размер полученных доходов не имеет значения. База и объект обложения в данном случае также не определяется. При расчете величины взносов за основу берется стоимость страхового периода, равного году. В такой ситуации важно понимать, что задействование тарифов заниженного уровня и отсутствие проведения проплаты НДФЛ способны вызвать повышенный интерес со стороны проверяющих органов. Что вполне разумно, вдруг частник получает прибыль в больших объемах, а в государственную казну отчисляет недостаточно.
Единый сельскохозяйственный налог
Рассматриваемый налоговый режим может использоваться организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями (п. 1 ст. 346.2 НК РФ). При этом под сельскохозяйственными товаропроизводителями НК РФ подразумевает лиц, производящих сельскохозяйственную продукцию, определенную п. 3 ст. 346.2, либо осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку, а также лиц, реализующих данную продукцию. При этом для последних законодателем установлено ограничение: основная доля реализации (70% от общего объема) должна состоять из произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной обработки, изготовленную из сельскохозяйственного сырья собственного производства (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).