Зачем и как проводится трасологическая экспертиза при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем и как проводится трасологическая экспертиза при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

На какие вопросы отвечает эксперт, проводя трасологическое исследование

Выполняя экспертизу, специалист должен решить задачи, которые поставлены перед ним. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтобы, после получения ответа на него, тот или иной факт становился очевидным.

Итак, эксперт-трасолог по оставленным следам может решать такие вопросы:

  • повреждения нанесены исследуемым транспортным средством или чем-то другим;
  • каким типом транспортного средства причинен ущерб;
  • какими деталями соприкасались ТС при столкновении;
  • к какому авто относятся оставленные на дороге следы, в том числе осколки;
  • предполагаемый механизм столкновения и возникновения повреждений;
  • какое направление и скорость была у ТС перед столкновением;
  • как двигались автомобили перед взаимодействием и двигались ли вообще;
  • в каком месте дороги случилось взаимодействие транспортных средств (а также наезд на пешехода, ограждение и т. д.).

Основываясь на ответах на указанные вопросы, эксперт может решить, могли ли повреждения возникнуть в результате исследуемой аварии, была ли возможность предотвратить столкновение, были ли нарушены правила движения (превышение скорости, пересечение сплошной) и другие подобные.

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.

    Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.

  3. Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  4. Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.

    Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.

Читайте также:  Налоговый вычет при продаже автомобиля

Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.

Внимание! Каждые 5 лет эксперт должен проходить курсы по переквалификации, которые будут подтверждать его процессиональные навыки.

Отказ в страховой выплате на основании трасологической экспертизы

Теперь по существу. Возможность проведения страховой компанией проверок и экспертиз, предусматривается законодательством только в целях установления действительной стоимости объекта страхования, и только на этапе подписания соответствующего договора (статья 945 ГК). Право страховой компании самостоятельно выяснять причины и обстоятельства страхового случая, не исключая проведение трасологической экспертизы, обычно прописывается страховой компанией в договоре страхования в качестве существенного условия. Однако заключение по результатам проведенной по заказу страховой компании какой-либо экспертизы, в том числе трасологической будет носить явно субъективный характер и может быть оспорено в судебном порядке. Кроме того, право страховщика отказать в выплате страхового возмещения за несвоевременное обращение не безоговорочное, а зависит, в том числе, от того, могла ли такая несвоевременность сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение (пункт 2 статьи 961 ГК) или ущемить в праве компенсации убытков (статья 965 ГК). Иными словами, требуется доказать, что повреждения автомобиля получены в период действия страхового полиса, подпадают под риски страхового договора и не могли повлечь за собой возникновения права «суброгации» страховой компании.

«Трасология», — сформировавшееся в двадцатом веке прикладное криминалистическое учение, об идентификации злоумышленника или использованных им средств совершения противоправных действий по следам, оставленным на месте преступления. Поэтому слово «трасология» пишется именно с одной буквой «с», так как происходит от латинского слова «trace», — что означает «след», а не с двумя от современного русского слова «трасса» или немецкого «trasse», означающие направление или путь. Как и в любом прикладном учении, трасология подразделяется на направления, одним из которых является «транспортной» трасологией, где предметом исследований являются следы, оставленные движимыми или самодвижущимися (в нашем случае — автомобилем) средствами, а также следы на самих средствах. Одной из главных целей транспортной трасологии является выявление схожих по своему характеру следов, отнесение их к событию, произошедшему в конкретном месте и во времени, а также определение возможных физических причин и механики возникновения исследуемых следов. При этом трасология не применяется для оценки степени повреждения автомобиля и расчета стоимости восстановительного ремонта, — это предмет другого вида исследования, а именно технической (автотехнической) экспертизы.

Как можно отменить решение по трасологии

Данная статья написана в целях разъяснения понятия трасология, для оценки того, возможно ли применять результаты трасологических экспертиз для обоснования своей позиции в случае конфликта со страховщиком, кроме того, в ней проводится анализ практики урегулирования конфликтов, связанных с невыплатой страхового возмещения со ссылкой на результаты трасологического исследования, в судебном порядке. «Трасология», – появившийся в ХХ веке прикладной раздел криминалистики, изучающий возможность идентифицировать преступника или предметы, которые он использовал, чтобы совершить противоправное деяние, изучая следы, которые остались на месте, где было совершено преступление.
В юридической практике нередки случаи споров, возникающих между страховой компанией (страховщиком) и её клиентом (страхователем), обусловленные отказами в выплате или занижением суммы страхового возмещения (страховки) на основании результатов, проведенной по заказу страховщика, трасологической экспертизы. В данной статье мы попытаемся разъяснить, что такое трасология, оценить возможности применения выводов трасологических исследований в качестве доказательства права в спорах со страховой компанией, а также постараемся проанализировать порядок судебного разрешения споров, связанных с отказом выплаты страховки на основании трасологической экспертизы. «Трасология», — сформировавшееся в двадцатом веке прикладное криминалистическое учение, об идентификации злоумышленника или использованных им средств совершения противоправных действий по следам, оставленным на месте преступления.

Обычно в данном случае для обоснования своей позиции, страховщики заявляют о том, что не был соблюден срок, в течение которого его должны были известить о наступлении страхового события, количестве повреждений, которые нельзя привязать к одному из страховых случаев или конкретных страховых рисков. Не исключено, что для того, чтобы обосновать отказ в выплате, страховщики приведут и иные доводы, основанные на условиях, прописанных в страховом договоре, составленном именно этой страховой компанией. Необходимо обратить внимание, что таким образом правоотношения между автолюбителями и страховщиками, как правило, начинают развиваться в тех случаях, когда собственник машины обращается к страховой компании с заявлением об ущербе, который был нанесен авто в то время, когда он отсутствовал ( в ночное время, во время длительного отсутствия и т.

Что такое трасологическая экспертиза

Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах». Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.

Читайте также:  Льготы донорам крови — что положено, изменения в 2023 году

Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования). Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.

После ДТП транспортно-трасологическое исследование проводится в рамках автотехнической экспертизы и предполагает изучение следов ТС, по которым выясняется направление движения, тип, марка ТС или его шин.

Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.

Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.

Экспертиза ТС после аварии

Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:

  • насколько деформирована поверхность;
  • степень повреждения запчастей в месте удара;
  • процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.

Какие факторы могут влиять на сумму ущерба

Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.

Важные критерии для оценки состояния автомобиля:

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:

  • ремонтных работ;
  • материалов для произведения работ;
  • запчастей для замены.

Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.

Показатели, которые уменьшают размер компенсации:

  • износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
  • год выпуска ТС, время эксплуатации;
  • пройденный путь в километрах.

Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.

Необходимость проведения экспертизы

Подобные экспертизы проводятся далеко не при любой аварии и считаются довольно редким явлением. В экспертизе мало толку, когда есть иные открытые и доступные источники информации. Однако иногда свидетелей ДТП нет, а в результате аварии пострадали люди. Естественно, что никто не будет проводить экспертизу при столкновении двух водителей, которые самостоятельно договорились между собой. В первую очередь экспертиза необходима для расследования правонарушения или преступления, когда затрагиваются и нарушаются права и интересы граждан. При этом расследуется не всякое правонарушение, например, вряд ли будут проводиться экспертизы при нарушении правил проезда перекрестка.

ВАЖНО !!! Чаще всего эксперты привлекаются, когда есть пострадавшие или погибшие люди, что свойственно для серьезных правонарушений, либо для преступлений.

За счет проведения экспертизы могут уточняться свидетельские показания, когда они расходятся, а других способ получить информацию нет. На основании полученного заключения можно узнать много информации о произошедшем, даже когда не было свидетелей.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме.Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

  1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
  2. В суде первой инстанции.
  3. На стадии апелляции.
Читайте также:  Алименты на совершеннолетних нетрудоспособных детей: студентов вузов и инвалидов

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Трассологическая экспертиза при ДТП: что это такое и как проводится

Вопрос Ответ
Что такое трасологическая экспертиза? Проводится для получения полной информации о происшествии. Включает изучение следов аварии на автомобилях, сведений об участниках аварии, следов самих машин, а также предпринимаются шаги для получения другой информации.
Что является объектами исследования? Все, что касается аварии:· следы на ТС и сам автомобиль;· следы, возникающие при ДТП;· фотографии;· отделившиеся в результате столкновения автомобильные части;· изучение следов на одежде и обуви потерпевшего в результате наезда от контактных поверхностей авто, а также на наличие осколков стекол, ГСМ и так далее.
Что нужно предоставить? · результаты осмотра места ДТП и автомобиля, отображенные в соответствующих протоколах;· схемы происшествия и другие.
Как регулируется и от чего зависит цена экспертизы? Стоимость устанавливает эксперт, она не регулируется на законодательном уровне.
Что проверяется? · образцы ГСМ;· осколки стекол, отделившиеся в результате столкновения автомобильные части и детали, частицы лакокрасочного покрытия;· шины либо колеса проверяемого автомобиля (или следы последних на ткани/бумаге);· сведения о транспорте после ДТП.
Какую информацию нужно получить от эксперта? · текущее техсостояние авто, наличие причинно-следственной связи между аварией и неисправностью (если таковая имела место);· перечень требуемых ремонтных работ;· взаимное расположение автомобилей-участников перед происшествием, их скорость движения, была ли у водителя техническая возможность предотвратить столкновение, корректные действия в данной ситуации на дороге, правила дорожного движения, которым необходимо следовать в таких случаях;· состояние дорожного покрытия, наличие/отсутствие повреждений дороги, условия обзорности участников происшествия, наличие связи между состоянием дороги и возникновением ДТП.
Как рассчитываются размеры расходов на восстановительный ремонт транспортного средства? Размеры расходов на восстановление автомобиля включают следующие расчеты:· расходы на запасные части и материалы, а также оплату работ по восстановлению автомобиля;· стоимость годных остатков (если имеет место полная гибель авто);· размер износа комплектующих деталей и изделий, которые подлежат замене;· справочные сведения о пробегах ТС в пересчете на среднегодовые показатели;· расходы на восстановление поврежденного автомобиля с учетом границ региональных товарных рынков, которые определяются сформированными и утвержденными справочниками средней стоимости материалов, запчастей и нормочасов.
Что такое криминалистическая экспертиза? Это исследование, в ходе которого предпринимаются шаги по выявлению и анализу следов преступления.

Оспаривание трасологических выводов

Чаще всего оспаривать заключение трасолога приходится тому, кому отказано в компенсировании от страховщика. Оспорить выводы специалиста-трасолога можно только в судебном порядке, приводя разумные доводы в ее необходимости. Зачастую страховщики применяют не заключение транспортного трасологического дознания, а экспертную оценку ущерба. Не факт, что вывод достигался грамотным путем без нарушений, а соответственно заслуживает дополнительного пересмотра.

Важно! Любой судебный спор со страховой организацией должен начинаться с подачи досудебной претензии, отправленной заказным письмом с уведомлением. Почтовое уведомление с датой получения и подписью секретаря служит доказательством вашего досудебного обращения.

Другой вопрос занимает умы страхователей, попавших в ДТП, это то, на каком этапе стоит проводить трасологию. Ответ – на любом промежутке судебных разбирательств и оспаривания неверных выводов СК можно вводить экспертное дознание. Наилучшее время проведения рекомендуется в первоначальной стадии дознания. Оспорить заключение эксперта можно посредством суда, следователя ГАИ и адвоката признанного виновника.

Специалист-оценщик не может решать или признавать виновность одной из сторон. Его нейтральная позиция и цель заключается только в непредвзятом установлении истины возникшей ситуации. Решение по признанию вины участников столкновения находится исключительно в компетенции судьи. Успешного вам расследования!


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *