Отсрочка применения ККТ до 2021 года и другие изменения в 54-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отсрочка применения ККТ до 2021 года и другие изменения в 54-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новыми правилами индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, получили право не применять ККТ при расчетах за товары, работы и услуги до 1 июля 2021 года (ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).
На кого НЕ распространяется отсрочка ККТ до 2021 года?
Некоторые СМИ, не вдаваясь в детали нового законопроекта, ошибочно заявляют о новой отсрочке для всех ИП без наемных сотрудников. Это не соответствует действительности, и некоторым категориям предпринимателей все же придется установить кассу до 1 июля 2019 года.
К ним относятся:
- ИП на ЕНВД и патенте без сотрудников, которые продают товары других производителей;
- ИП на ЕНВД и патенте с наемными работниками, которые выполняют работы или оказывают услуги;
- ООО и ИП, для которых ранее действовала отсрочка и право выдавать БСО вместо чека;
- вендинговые организации без наемных работников.
В перечень сфер деятельности, которой можно заниматься без кассы, будут добавлены:
- розничная продажа бахил;
- продажа билетов и абонементов в государственные и муниципальные театров, если она осуществляется индивидуальным предпринимателем при непосредственном контакте с покупателем (не через интернет);
- сдача индивидуальным предпринимателем в аренду жилых помещений совместно с машино-местами в многоквартирных домах, если они являются собственностью этого ИП.
Перечень субъектов, освобожденных от ККТ до 2020 и 2021
Некоторые СХД получили возможность использовать одну онлайн-кассу. В их числе:
- ИП, деятельность которых связана с дистанционной торговлей и при наличии собственных курьеров;
- индивидуальные предприниматели, занятые перевозкой багажа и пассажиров.
Отсрочка для перечисленных категорий малого и среднего бизнеса не предусмотрена. Но эти субъекты освобождены от отчетности в режиме реального времени. Допускается применение одного кассового устройства, установленного независимо от места непосредственного расчета, к примеру, в административном здании. При этом выдача бумажного экземпляра чека клиенту не производится.
Все же за потребителем сохраняется право на подтверждение оплаты. Схема работы будет следующей:
- производится генерация уникального кода с данными о продаже товара или оказанной услуги;
- QR-код отправляют покупателю на телефон или электронную почту;
- клиенту также выдают бумажный вариант двухмерного шифра, с его помощью можно получить электронный чек.
Предприниматели на УСН – как обстоят дела в настоящее время
Сразу стоит отметить, что те продавцы, которые реализуют товары или продукцию, в настоящее время уже обязаны применять в своей деятельности кассовый аппарат.
Отсрочка до 1 июля 2023 года у предпринимателей на упрощенке возможна только в том случае, если оказываются услуги населению. Однако, если предприниматель работает в сфере общественного питания и имеет наемных работников, то онлайн – касса уже должна использоваться.
Если на данный момент существует отсрочка по установке онлайн – кассы, то продавец должен предоставить покупателю бланк строгой отчетности, как подтверждение факта покупки. Причем, как поясняют налоговики, бумажные БСО выдаются при расчетах наличными деньгами и картой. Если оплата по безналу производится в другой форме, безопаснее применять кассовый аппарат.
И еще. Поскольку ситуация по поступлению денег от физических лиц посредством платежных поручений конкретно в законодательстве не закреплена, в таком случае до 1 июля 2023 года можно не применять кассовый аппарат и не выдавать бланки строгой отчетности.
Почему возникает вопрос об очередной отсрочке
Как же было сказано, закон, регулирующий кассовые операции, действует уже не первый год, но до сих пор изменяется и дополняется. Законодатель периодически возвращается к вопросу об очередной отсрочке для предпринимателей. Так же вносятся предложения об отмене кассовых аппаратов для некоторых категорий налогоплательщиков.
Тем не менее пока такие инициативы остаются только на бумаге. Ведь государство хочет, чтобы бизнес был как можно более прозрачным. Большинство бизнесменов уже работают с новыми кассовыми аппаратами, процесс запущен и будет продолжаться.
Минфин, например, считает, что нужно как минимум предоставить отсрочку по внедрению новых кассовых аппаратов для тех предпринимателей, у которых нет наемных сотрудников.
Покупка и ввод в действие таких аппаратов достаточно дорогое удовольствие, а это значит увеличение расходной части бюджета предпринимателя.
Кроме того, государство озаботилось идеей развития такого явления, как самозанятые, поэтому некоторые специалисты считают, что заставлять бизнес работать с такими кассами преждевременно.
История изменений законов
В 2017-ом году принимался 54-ый ФЗ, предписывавший применение онлайн-касс всеми индивидуальными предпринимателями. Такой закон стал следствием стремления государства увеличить налоговые сборы с ИП, сделать более прозрачной деятельность частных предприятий, а также отследить товарооборот в России и спектр оказываемых в пределах государства услуг.
Но многие предприниматели оказались не готовыми к таким нововведениям, ведь установка современной контрольно-кассовой техники требует переоснащения производства и обусловливает затраты. Правительство пошло навстречу бизнесменам и дало отсрочки.
До первого июля 2018-го получили возможность временно не использовать ККТ ИП, которые имеют наёмных сотрудников и осуществляют деятельность в сферах питании и розничной продажи по ЕНВД (режиму единого налога на вмененный доход), а также частные предприятия, имеющие наёмников и работающие по упрощённой налоговой системе (УСН) в области общепита.
Во второй раз было разрешено не использовать кассы онлайн-типа до первого июля 2019-го индивидуальным предпринимателям и организациям, работающим в рамках УСН, патентов или ЕНВД и предлагающим услуги, а также предпринимателям без сотрудников при патентах или ЕНВД, занимающимся общепитом или продажами в розницу.
Но предприниматели, не успевшие до крайних сроков внедрить в процесс реализации услуг или товаров ККТ, забили тревогу. Установка такой техники требует значительных затрат, порой несопоставимых с доходами предпринимателя. Во избежание закрытия предприятий по данной причине правительство разрешило третью отсрочку.
«Бескассовых» видов деятельности в п. 2 ст. 2 54-ФЗ стало больше
По новому закону должен откорректироваться также перечень видов деятельности (в значительной степени общий как для ИП, так и для юрлиц), при осуществлении которых контрольно-кассовую технику применять необязательно. Данный перечень стационарно закреплен в пункте 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Там — после принятия закона 129-ФЗ от 06.06.2019, появились нормы о том, что онлайн-кассы можно не применять (также без обязательной выдачи документа, альтернативного кассовому чека, но при желательности его выдачи — в виде товарного чека или БСО):
- ИП, при сдаче в аренду жилых помещений (добавлено «а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах»), если соответствующие помещения и машино-места принадлежат ИП на праве собственности;
- ИП (и юрлицам) при розничной продаже бахил.
При этом, ИП и юрлица сохранят возможность неиспользования ККТ при продаже бахил, даже если используют при такой продаже вендинговые аппараты.
Статья 1 упрощает применение ККТ
- при оказание услуг в сфере транспорта, а также дистанционной продаже товаров и разносной торговле (кроме безналичных оплат в сети «Интернет»), при расчетах «по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их части, а также земельного участка, используемого пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях» у вас есть право использовать ККТ, расположенную вне места совершения расчетов, при учете того, что ваш кассовый аппарат предусматривает обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме.
Можно выдавать чек клиенту следующими способами:- направить покупателю чек в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты, выдать чек (бланк строгой отчетности) в момент расчета;
- обеспечить возможность в момент оплаты считать QR-код с дисплея планшета, смартфона или подобного устройства;
- направить на электронный адрес либо абонентский номер данные, позволяющие идентифицировать кассовый чек и и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем;
- при перечисление денежных средств за услуги ЖКХ чек может выдаваться по запросу клиента (исключение расчет наличными) при условии не направления платежного документа клиенту. Запрос должен быть сформирован не позднее года с момента формирования чека. Можно отправить чек на электронную почту или телефон, или напечатать отдельные реквизиты кассового чека на квитанции за последующий месяц.
Кто всё-таки должен приобрести онлайн-кассу в 2019 году
Значительная часть предпринимателей всё равно остаётся участниками третьей волны реформы, а значит они должны начать работать с ККТ с июля этого года. К ним относятся:
- • ИП на ЕНВД и патенте, которые продают товары несобственного производства и у которых нет наёмных работников (например, владельцы табачных киосков, которые сами стоят за прилавком);
- • предприниматели на ЕНВД и патенте, которые оказывают услуги или выполняют работы и у которых есть наёмные работники (например, салоны красоты и автомастерские);
- • организации и ИП, которые ранее выдавали бланки строгой отчётности (БСО), включая перевозчиков при продаже билетов водителем или кондуктором;
- • вендинг без наёмных работников (например, владельцы торговых автоматов в метро).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» направлен на совершенствование порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении отдельных видов деятельности с учетом правоприменительной практики.
В целях снижения издержек организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие виды деятельности, как торговля с привлечением курьеров, перевозка пассажиров и багажа транспортом (в том числе при реализации билетов водителями и кондукторами) и оказание иных услуг, предлагается применять один кассовый аппарат, работающий удаленно. При этом в таких случаях предоставляется право не печатать бумажный кассовый чек, а обеспечить возможность покупателю (клиенту) его получение через демонстрацию QR-кода.
Законопроектом предлагается при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере образования, охраны и жилищно-коммунального хозяйства, формирование одного кассового чека, содержащего сведения о всех таких расчетах, совершенных в период, не превышающий календарного месяца. Также предусмотрено увеличение времени на формирование указанного кассового чека с 1 до 5 дней.
Законопроектом предусматривается упрощение порядка применения контрольно-кассовой техники в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания услуг ресурсоснабжающими организациями. В частности, предусмотрено право пользователей вместо выдачи (направления) кассового чека печатать отдельные реквизиты кассового чека на платежном документе за последующий месяц либо при отсутствии документооборота между клиентом и пользователем выдавать (направлять) кассовый чек только по запросу клиента.
Законопроектом также предлагается продлить срок неприменения контрольно-кассовой техники до 1 июля 2021 года для не имеющих наемных работников индивидуальных предпринимателей, реализующих товары собственного производства, выполняющих работы (оказывающих услуги).
Ссылка на хронологию Законопроекта №682709-7.
Закон принят, подписан и опубликован. Текст принятого закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ.
Кто может рассчитывать на отсрочку
Согласно голосованию Госдумы, отсрочка действует для следующих категорий россиян:
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес путем оказания различных услуг, помимо розничной торговли и общепита, которые вносят ЕНВД.
- Индивидуальные предприниматели без работников и онлайн-кассы, которые предоставляют услуги с использованием вендинговых машин (торговые автоматы, продающие кофе, воду, снеки и другое).
- Собственники бизнеса, которые вносят ЕНВД либо ПНС без найма сотрудников в отрасли торговли либо общественного питания. При этом они предоставляют свои услуги на площади, не превышающей 150 квадратных метров для ЕНВД либо 50 для ПНС.
- Все владельцы бизнеса, платящие ПНС, за исключением тех, чей бизнес связан с:
- услугами общественного питания;
- розничной торговлей;
- услугами носильщиков;
- уходом за стариками и несовершеннолетними;
- опекой за людьми с ограниченными возможностями;
- услугами, связанными со вторичным сырьем, за исключением металла.
На все остальные категории, которые никоим образом не относятся к вышеперечисленным, независимо от того, работают они по патентной системе налогообложения или выплачивают Единый налог на вмененный доход, распространяется условие перехода на онлайн-кассы до 1 июля 2020 года.
Наказание, предусмотренное за нарушение законных требований
Для тех, кто не выполнит законные требования относительно нововведений в законодательных актах, предусмотрено наказание в виде штрафных санкций, и это в лучшем случае. В худшем – временная принудительная остановка предпринимательской деятельности. Итак, наказать бизнесменов могут за следующие нарушения:
- При первой проведенной проверке обнаружат, что по истечении установленного срока предприниматель не купил и не оформил кассовый аппарат. В этой ситуации на нарушителя наложат штрафное взыскание в сумме 10 тысяч рублей, дополнительно изымут 20-25% выручки, полученной за период деятельности без контрольного кассового прибора.
- Если инспекторами проведена повторная проверка нарушителя, а выручка за этот период превысила одни миллион рублей, при подобных обстоятельствах принудительно будет остановлена деятельность предпринимателя на срок до 3 месяцев.
- Если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо использует старый кассовый аппарат с использованием блока ЭКЛЗ или на онлайн-кассе, но она без фискального накопителя либо его следует заменить, то нарушителя предупредят о факте устранения проблемы или же наложат штрафное взыскание в сумме полторы-три тысячи рублей.
- Если хозяйственный субъект не предоставил информацию, требуемую налоговой инспекцией, то в таком случае на нарушителя наложат штрафное взыскание в размере от 1 500 до 3 000 рублей.
- Штраф в сумме 2 000 рублей будет наложен, если продавец не выдаст покупателю чек в бумажном либо электронном виде по его требованию.
Отмена касс для малого бизнеса до 2021 года
Закон № 129 о применении поправок к 54-му ФЗ предоставляет немало преференций для малого бизнеса и отдельных некоммерческих направлений. Кому-то предоставлена 2-х годичная отсрочка, некоторым совсем отменили кассовые системы, другим был облегчен сам порядок перехода. Оригинальный текст документа представлен на интернет-ресурсе Государственной Думы России.
Переход к полномасштабному введению ККМ изначально планировали осуществить в 3 приема. Первый завершился 01.07.2017 года. На новую технику перешли:
-
крупные розничные торговцы на ОСН и УСН, до того использовавшие кассы с ЭКЛЗ;
-
онлайн-магазины, работающие с наличным и безналичным расчетом;
-
реализующие подакцизную продукцию.
На момент завершения 2-го этапа (01.07.2018) кассы эксплуатируют:
-
коммерсанты на ЕНВД и ПСН в розничной торговле, общепите, штатно содержащие нанятый персонал;
-
магазины онлайн, принимающие электронные деньги, наложенные переводы, оплату по квитанциям банка;
-
вендинг, с использованием наемных сотрудников.