Нарушения КоАП и размеры штрафов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения КоАП и размеры штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателям грозит ответственность за фактическое допущение к работе человека неуполномоченным на это работодателем лицом, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключает с допущенным к работе лицом трудовой договор.
Деликты в трудовом праве
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм трудового права, изложенных как непосредственно в ТК РФ, так и в иных нормативных актах, включая сам КоАП.
Так, нарушение положений ТК и иных нормативных актов влечет за собой наложение штрафа на работодателя в границах от 1000 рублей (для ИП и физических лиц) до 50 000 рублей для юридических лиц.
Размер штрафа, в силу положений п.2 ст. 5.27, может быть увеличен в границах от 10 000 до 70 000 рублей, если работодатель привлекается к ответственности за нарушение трудового законодательства повторно.
Кроме того, КоАП устанавливает собственные виды административных деликтов, а именно:
- незаключение или уклонение от заключения с работником трудового договора;
- фактическое допущение к работе работника, с которым не был заключен трудовой договор;
- умышленная подмена трудового договора гражданско-правовым договором с работником;
- ненадлежащее составление трудового договора с работником;
- невыплата заработной платы или неполная ее выплата при условии отсутствия в действиях работодателя состава уголовного преступления;
- учинение работнику препятствий в деле выбора банка для перечисления заработной платы;
- умышленное занижение размера заработной платы работников ниже нормы, предусмотренной ТК.
Административные протоколы по правонарушениям в сфере трудового законодательства составляются, в соответствии с п.6 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами государственных органов, контролирующих исполнение трудового законодательства.
Рассматриваются материалы по административным нарушениям в сфере трудового законодательства судьями в соответствии с принципом территориальности.
Уголовная ответственность для юридических лиц за уклонение от уплаты налогов и сборов
Руководству предприятий и организаций, чтобы не платить штрафы или не нести иное наказание за работников без оформления, необходимо изучить положения ст. 199 УК РФ.
Если в течение 3-х финансовых лет организация суммарно утаит от государства налогов и сборов (в том числе сдаст декларации или расчеты с заведомо ложными данными) на сумму свыше 15 млн. рублей, виновных могут привлечь к следующим видам ответственности:
- штраф в размере 100-300 тыс. рублей. С осужденного также могут удержать его доход за 12-24 месяца;
- принудительные работы на 24 месяца. Дополнительное наказание — запрет на определенные должности на срок до 36 месяцев;
- арест на 6 месяцев;
- лишение свободы на 24 месяца с последующей дисквалификацией.
Если сумма ущерба для госбюджета из-за неуплаты налогов в течение 3-х лет превысит 45 млн. рублей, возможно существенное ужесточение наказаний:
- штраф в размере до 500 тыс. рублей либо дохода виновного лица за 12-36 месяцев;
- принудительные работы в течение 60 месяцев, в том числе с последующей дисквалификацией;
- лишение свободы на 72 месяца. И также может последовать дисквалификация на 36 месяцев.
Размер зарплаты и доплат не указан
Трудовой договор должен устанавливать конкретный размер зарплаты (оклада, тарифной ставки), а также всех полагающихся работнику доплат и надбавок. Вознаграждение за труд в части его величины должно прямо оговариваться в трудовом договоре.
Разного рода отсылки к локальным актам запрещены. Например, в договоре нельзя просто указать, что «работнику устанавливается оклад согласно штатному расписанию» или «премии за добросовестную работу устанавливаются в соответствии с коллективным договором». Подобные формулировки грозят штрафом. Поэтому величину зарплаты и премии следует прописать в самом договоре.
Размер зарплаты указывается в рублях (ч. 1 ст. 131 ТК РФ). Если зарплату установить в иностранной валюте, то при колебании курса права работников могут быть нарушены. Они могут получить оплату в меньшем размере. На данное обстоятельство обратил внимание Роструд в письме от 20.11.2015 № 2631-6-1. Чтобы у инспекторов ГИТ не возникло претензий, величину зарплаты нужно указывать строго в российских рублях.
Важно, чтобы величина зарплаты была не ниже установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Месячная зарплата работника не может быть ниже МРОТ, если он полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (ст. 133 ТК РФ).
Следовательно, если получаемая сотрудником зарплата меньше МРОТ (скажем, по причине постоянного пересмотра минимальной зарплаты), трудовой договор должен устанавливать соответствующие доплаты до данного минимума.
Что касается авансов, то их также нельзя выплачивать в произвольном размере. Величина аванса должна быть пропорциональна отработанному времени. И если аванс выплачивается за половину отработанного сотрудником месяца, то его величина должна составлять половину месячной зарплаты.
Отсутствует положение об индексации зарплаты
По закону работодатели обязаны проводить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ). Конституционный Суд РФ в Определении от 19.11.2015 № 2618-О признал, что работодатель, не относящийся к бюджетной сфере, в любом случае обязан индексировать зарплату своим сотрудникам.
Работодатели, которые не отнесены к госорганам, органам местного самоуправления, а также учреждениям, проводят индексацию в порядке, установленном коллективным договором и локальными нормативными актами.
Чтобы у сотрудников ГИТ не возникало претензий, положение об индексации необходимо прописать либо в трудовом, либо в коллективном договоре.
Отсутствие в актах положения об индексации может быть расценено в качестве нарушения трудовых прав работников (Определение КС РФ от 17.07.2014 № 1707-О).
Неправомерное заключение трудового договора на определенный срок
Зачастую работодатели считают, что могут заключить с сотрудником трудовой договор на некоторое время. Это разрешено, но лишь при наличии определенных оснований. В Трудовом кодексе они перечислены в статье 59. Также в ней сделана оговорка, что основания для срочного договора могут быть предусмотрены иными законами.
В частности, срочный трудовой договор заключается на временные работы сроком до двух месяцев, на период отсутствия постоянного работника (например, на время декрета), когда работник принимается для определенной работы, которая завершится в конкретную дату и в некоторых других случаях.
Кроме того, по иным определенным основаниям срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению сторон. К таким основаниям, например, относится работа у субъектов малого предпринимательства, в том числе у ИП, работа на Крайнем Севере и других аналогичных местностях, прием на работу пенсионера по возрасту, руководителя, студента-очника, совместителя и так далее. Еще раз подчеркнем, что в этих случаях срочный характер трудового договора должен быть определен соглашением сторон.
Заключение трудового договора на определенный срок без основания — грубое нарушение трудового законодательства. За это предусмотрены штрафы в соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП в размере:
- для должностных лиц — 10-20 тысяч рублей;
- для ИП — 5-10 тыс. рублей;
- для организаций — 50-100 тыс. рублей.
Нарушение трудового законодательства
За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если это нарушение не связано:
- с фактическим допущением к работе лица, не уполномоченным на это работодателем (т.е. работодатель не заключил с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор, ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
- уклонением от оформления или ненадлежащим оформлением трудового договора либо заключением гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
- невыплатой или неполной выплатой в установленный срок зарплаты, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
- нарушениями государственных нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ),
ответственность устанавливается по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и включает:
1) предупреждение;
2) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
3) штраф на ИП в размере от 1000 до 5000 рублей;
4) штраф на юридических лиц в сумме от 30 000 до 50 000 рублей.
За повторное аналогичное административное правонарушение ответственность наступает уже по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и влечет:
1) штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
2) в отношении ИП штраф на сумму от 10 000 до 20 000 рублей;
3) для юридических лиц штраф в диапазоне от 50 000 до 70 000 рублей.
Какие же конкретно нарушения подпадают под указанный состав административного правонарушения, какие государственные органы могут возбудить дело об административном правонарушении и от чего зависит ответственность? Об этом мы и поговорим более подробно.
Итак, работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за любое нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 5 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ.
И, как показывает анализ судебной практики, чаще всего происходит привлечение работодателя к административной ответственности именно по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
По оценкам ГИТ, к наиболее частым нарушениям трудового законодательства, за которые работодатели и их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по этой норме, относятся:
- отсутствие приказа о приеме на работу или о прекращении трудового договора (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ);
- нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, далее – Правила);
- отсутствие табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ);
- неизвещение в письменной форме каждого работника о выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
- выплата заработной платы один раз в месяц или с нарушением срока ее выплаты (ч. 6 ст. 136 ТК РФ);
- отсутствие графика отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ);
- нарушение продолжительности работы при работе по совместительству (ч. 1 ст. 284 ТК РФ);
- допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ и др.).
Фактическое допущение к работе
По ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателям грозит ответственность за фактическое допущение к работе человека неуполномоченным на это работодателем лицом, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключает с допущенным к работе лицом трудовой договор.
Само по себе фактическое допущение лица к работе не является административным правонарушением, если работодатель выполнил следующие условия:
1. Надлежащим образом оформил допуск сотрудника к работе. Поскольку фактическое допущение к работе – это начало трудовой деятельности, то оно должно быть соответствующим образом оформлено. Порядок такого оформления законодательством не регламентирован. В идеальном варианте следует прописать его в ЛНА. Если же это «разовая акция», то можно поступить следующим образом. Сотрудник (неуполномоченный на допуск работника, но который просит допустить к работе нового человека) пишет руководству или уполномоченному на это работодателем лицу служебную записку. Желательно сделать это заранее, чтобы получить одобрение от руководства (или иного уполномоченного лица). В записке во избежание спорных ситуаций рекомендуется прописать обговоренный характер работы и заработную плату (Пример 1). При согласии уполномоченного принимать решение о трудоустройстве должностного лица целесообразно также оформить такое согласие соответствующей резолюцией на служебной записке. Она послужит основанием для подготовки кадровиком приказа (или распоряжения) о допуске к работе.
Что помимо штрафов грозит работнику при не оформлении трудовых отношений надлежащим образом
Если в ООО или у ИП хотя бы часть сотрудников работает без заключенных трудовых договоров, неприятные последствия возможны для обеих сторон:
- За наемных работников не платятся взносы в Пенсионный Фонд. К моменту выхода конкретного гражданина на пенсию может оказаться, что у него нет ни стажа, ни необходимого количества пенсионных баллов. В такой ситуации государство будет платить только социальную пенсию по старости, которая не превышает в размере прожиточный минимум.
- Работодатель не перечисляет взносы в ФСС. Соответственно работникам никто не будет оплачивать больничные даже в случае производственной травмы. Придется обращаться в суд и доказывать факт работы на конкретном предприятии. На это могут потребоваться месяцы и годы.
- Работник не платит со своих доходов НДФЛ. Формально функции налогового агента возлагаются на работодателя. Он обязан исчислять и удерживать подоходный налог. Но, если он это не делает по каким-либо причинам, работник сам должен исполнить обязанность перед бюджетом. Если ФНС установит, что гражданин получает доход, но не платит НДФЛ, его могут наказать в соответствии со ст. 122 НК РФ. Неофициальный работник выплатит штраф в размере 20 или 40% от суммы дохода за все отработанное без оформления время.
Штрафы для ИП или ООО за неоформленного или оформленного ненадлежащим образом работника-иностранца
В Россию ежегодно прибывают на заработки миллионы иностранных граждан. Но для работодателей найм каждого из них сопряжен с множеством проблем. Только заключить трудовой договор с потенциальным строителем или сварщиком недостаточно. ИП или ООО могут оштрафовать или закрыть на 90 дней по следующим причинам:
- У иностранца нет разрешения на работу (патента), если это предусмотрено действующим законодательством;
- Сотрудника принимают на работу не по той специальности, что указана в разрешении (патенте);
- Иностранец будет работать за пределами того региона, что обозначен в его разрешительных документах;
- Работодатель привлек в штат жителя иной страны, не заручившись необходимым разрешением в контролирующей инстанции. Либо не уведомил миграционную службу о том, что с иностранцем заключено (расторгнуто) трудовое соглашение, если это предусмотрено законом.
Стремление работодателя сэкономить на оплате налогов и сборов приводит к тому, что часть сотрудников работает без трудовых договоров. Работник при этом лишается права на оплату больничных листов, иных социальных гарантий.
Работодателя за подобные действия могут оштрафовать в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ на сумму до 100 тыс. рублей. Если Гострудинспекция повторно установит, что работодатель предлагает гражданину поработать неофициально, размер взыскания составит уже до 200 тыс. рублей.
Помимо этого ИП или юридическое лицо могут оштрафовать на 20 или 40% от неуплаченной суммы налогов или сборов в соответствии со ст. 122 НК РФ. В отдельных ситуациях наказание устанавливает суд с учетом статей УК РФ:
- Если ИП в течение 3-х лет скроет от перечисления в бюджет (это относится и к взносам в ПФР и ФСС) не менее 2,7 млн. рублей, штраф, в том числе за неофициальное трудоустройство работника, составит до 300 тыс. рублей. Альтернатива — колония на срок до 12 месяцев. Основание — ст. 198 УК РФ;
- Если юридическое лицо неправомерно не перечислит в бюджет свыше 15 млн. рублей, виновных в этом лиц могут оштрафовать на сумму до 300 тыс. рублей. В колонию можно попасть уже на 24 месяца. Основание — ст. 199 УК РФ.
В каких случаях директору может назначаться уголовное наказание?
Уголовная ответственность накладывается в том случае, когда работодатель не производит обязательные налоговые платежи в бюджет.
Если сумма недоплаты определена как крупная:
- Штраф в сумме 150000-300000 рублей;
- Зарплата либо иной заработок за период 1-2 года;
- Назначение принудительных работ на период до 2 лет с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
- Арест на срок до 6 месяцев;
- Лишение свободы на срок до 2 лет с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
В случае, если нарушение осуществлено группой лиц, либо недоплата квалифицирована как особо крупный размер:
- Штраф в сумме 200000-500000 рублей;
- Зарплата либо иной заработок за период 1-3 года;
- Назначение принудительных работ на период до 5 лет с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
- Лишение свободы на срок до 6 лет с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Комментарий к Статье 65 ТК РФ
Еще одна группа ограничений охватывает ситуации, связанные с предъявлением со стороны работодателя требований о предоставлении работником документов, необходимых для заключения трудового договора и документального оформления приема на работу. В этой связи прокомментируем статью 65 Трудового кодекса РФ, определяющую базовый перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, обязано предъявить работодателю. К числу таких документов отнесены:
паспорт (иной аналогичный документ), удостоверяющий личность поступающего на работу;
трудовая книжка;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета — для военнообязанных, а также лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Вместе с тем в отдельных случаях для заключения трудового договора может предусматриваться необходимость предъявления лицом, поступающим на работу, дополнительных документов. Соответствующие требования на этот счет устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ исходя из специфики работы (трудовой функции), которую предполагается поручить лицу, поступающему на работу.
Требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ запрещается. В связи с последним замечанием подчеркнем, что работодатель с целью получения от лица, поступающего на работу, каких-либо дополнительных документов в связи с заключением трудового договора не вправе ссылаться на какие-либо иные нормативно-правовые акты, за исключением перечисленных выше, поскольку подобные требования не могут быть установлены ни законами субъекта РФ, ни постановлениями министерств (ведомств), ни решениями органов территориальной (местной) власти.
Следует отметить, что Федеральным законом N 90-ФЗ в комментируемую статью была добавлена часть 5, согласно которой в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Итак, проверка закончена и в результате выявлены нарушения трудового законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена ст.5.27 КоАП РФ.
Согласно п.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
- на предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей;
- на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
Обратите внимание!
С 1 января 2015 г введена специальная ответственность за:
- фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать возникновение трудовых отношений. За это правонарушение должностному лицу грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (п.2 ст.5.27 КоАП РФ);
- уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Это правонарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 10 ООО до 20 ООО рублей, для предпринимателей – от 5000 до 10 000 рублей, для организаций – от 50 000 до 100 000 рублей.
Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Для организаций в такой ситуации размер штрафа увеличивается в два раза.
С 1 января 2015 г. также введена в действие специальная статья 5.27.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований охраны труда.
Так, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет:
- для должностных лиц штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей или предупреждение:
- для предпринимателей штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей;
- для организаций штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей (п.2 ст.5.27 1 КоАП РФ).