Расследование несчастных случаев на производстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расследование несчастных случаев на производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Легкий несчастный случай на производстве – это ситуация, в результате которой один сотрудник предприятия получает повреждение. И квалифицировать эти травмы по приказу Минсоцздравразвития № 160 можно как легкие.
Основание для проведения РНС
В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации к расследованию несчастных случаев относят, если работником были получены:
- телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
- тепловой удар;
- ожог;
- обморожение;
- отравление;
- утопление;
- поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными;
- повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
- иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
При этом указанные события должны произойти:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном, рыбопромысловом) в свободное от вахты и судовых работ время;
- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
- если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий».
Порядок расследования профессиональных заболеваний
Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.
Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.
1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.
2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.
3. Комиссия:
— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.
4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.
Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.
Предупреждение несчастных случаев
Для профилактики несчастных случаев организация должна ставить следующие цели в области охраны труда:
- обеспечивать соблюдение требований федерального, регионального и местного законодательства, международных соглашений, отраслевых и корпоративных нормативных требований, регламентирующих деятельность в области охраны труда;
- осуществлять весь доступный и практически реализуемый комплекс мер по предупреждению аварий, смягчению их последствий;
- соблюдать приоритетность планируемых и реализуемых действий и мер, связанных с предупреждением возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний; принимать и реализовывать любые управленческо-производственные решения с обязательным учетом норм и правил по охране труда;
- обеспечивать доступность достоверной информации о состоянии условий труда на рабочих местах;
- поддерживать на высоком уровне и постоянно улучшать подготовку работников в области обеспечения безопасности труда путем организации качественного обучения;
- повышать уровень ответственности и обеспечивать вовлеченность каждого работника, независимо от его профессии или должности в соблюдение обязанностей в области охраны здоровья и безопасности труда;
- пересматривать, корректировать и совершенствовать, по мере необходимости, Политику в области охраны труда;
- требовать от всех работников осуществлять работы в соответствии с действующими правилами и нормами охраны труда, электробезопасности и пожарной безопасности.
Комментарий к ст. 229.2 ТК РФ
1. Установленный комментируемой статьей порядок проведения расследования несчастных случаев определяет, осуществление каких действий возлагается на комиссию по расследованию несчастного случая (государственного инспектора труда), выполнение каких мероприятий по требованию комиссии обеспечивает работодатель за счет собственных средств, а также примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в ходе расследования, в т.ч. материалов, подлежащих подготовке работодателем.
Перечень материалов расследования, предусмотренный ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, не является исчерпывающим и определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
Помимо выявления и опроса очевидцев и участников происшествия, получения информации об особенностях несчастного случая, формирования материалов расследования, комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) на основании собранных материалов устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения охраны труда, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.
2. Комиссия или государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование, должны разрешить вопрос о квалификации несчастного случая в зависимости от его связи с производством. Перечень несчастных случаев, которые могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством, дан в ч. 6 комментируемой статьи.
Положения ч. 6 комментируемой статьи частично воспроизведены из нормативных положений ч. 12 ст. 230 Кодекса, которые были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и признаны соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2007 N 7-П.
3. Помимо квалификации несчастного случая, следует определить, является ли такой случай страховым. Страховой случай — это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (ст. 3 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определен ст. 5 этого Закона.
4. При расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией может быть установлено, что грубая неосторожность человека содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. В этом случае с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (государственный инспектор труда) должна определить степень вины застрахованного в процентах.
5. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, относящиеся к порядку проведения расследования несчастных случаев на производстве, утверждены Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. Учетные формы «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» (форма N 315/у), «Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве» (форма N 316/у) и рекомендации по их заполнению утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
СРОКИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
На расследование «легких» несчастных случаев (в т. ч. групповых) ст. 229.1 ТК РФ отводится 3 дня, на «тяжелые» (в т. ч. групповые) и несчастные случаи со смертельным исходом — 15 дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в установленном порядке в течение одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего или его доверенного лица.
При необходимости (например, для дополнительных проверок, получения медицинских заключений) указанные сроки председателем комиссии могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.
Если и в указанные сроки завершить расследование невозможно (в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде), решение о продлении срока принимается уже по согласованию с этими организациями и органами либо с учетом принятых ими решений.
При этом проводить расследование несчастного случая на производстве в более короткие сроки, чем указано в Трудовом кодексе, законом не запрещено (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 23.09.2015 по делу № 33-2298/2015).
ОФОРМЛЯЕМ МАТЕРИАЛЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРАВИЛЬНО!
По несчастному случаю, квалифицированному при расследовании как несчастный случай на производстве, в результате которого пострадавшего пришлось переводить по медицинскому заключению на другую работу, он потерял трудоспособность на срок не менее одного дня либо пострадавший умер, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме, утвержденной Постановлением № 73 (ст. 230 ТК РФ).
Форма акта (2–4) выбирается исходя из степени тяжести несчастного случая и профессиональной принадлежности пострадавших.
Акт оформляется в двух экземплярах (если пострадавший является застрахованным лицом — в трех экземплярах), обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
В нем подробно описывают обстоятельства и причины несчастного случая, указывают лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, а также степень вины пострадавшего в процентах (при ее наличии).
По окончании расследования акт подписывается всеми лицами, проводившими его, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при ее наличии).
В трехдневный срок после завершения расследования работодатель (его представитель)один экземпляр акта обязан выдать пострадавшему (его законному представителю, иждивенцу, близкому родственнику) по их требованию. Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится работодателем в течение 45 лет. Третий экземпляр акта в трехдневный срок после завершения расследования направляется в Фонд социального страхования (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Если несчастный случай на производстве произошел с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности (ч. 5 ст. 229 ТК РФ), работодатель (его представитель), у которого он произошел, направляет копию акта и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
По несчастному случаю, квалифицированному как несчастный случай, не связанный с производством, комиссия (трудовой инспектор) составляет акт в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.
Результаты расследования несчастного случая должны быть рассмотрены работодателем (его представителем) с участием профсоюзной организации с целью принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.
Организация комиссий по расследованию
Выявление причин несчастного случая с одним пострадавшим начинается с создания комиссии, состоящей из нечетного количества членов: от трех и более человек. Возглавляет комиссию уполномоченный представитель либо сам работодатель, приказом которого утверждается состав комиссии, включающий в себя:
- специалиста по охране труда и ответственное лицо, назначенное специальным распоряжением (за исключением профильного руководителя и лиц, которые несут ответственность за безопасность труда на объекте, где произошел несчастный случай);
- представителей работодателя;
- представителей профсоюзов.
Специалист по охране труда может быть задействован на основе договора в расследовании несчастного случая на производстве работодателя, в котором также участвуют сам работодатель или его представитель и доверенное лицо пострадавшего. Правом на личное участие в расследовании обладает каждый работник или его уполномоченный представитель.
Происшествие, случившееся с исполнителем, направленным к другому работодателю для участия в его производственной деятельности или выполнявшим работу по совместительству, расследуется комиссией, созданной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В ее состав входит представитель работодателя, направившего это лицо. Его отсутствие или несвоевременное прибытие не дает оснований изменять сроки расследования.
Групповой несчастный случай на производстве, также как тяжелый и с летальным исходом предусматривает введение в состав комиссии:
- государственного инспектора по охране труда;
- представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления;
- представителей территориальной профсоюзной организации.
Состав комиссии, сформированный и утвержденный работодателем, возглавляет государственный инспектор по охране труда.
Групповой несчастный случай на производстве с числом погибших 5 и более человек, предполагает расширение состава комиссии, возглавляемой главным государственным инспектором труда соответствующей госинспекции или его заместителем, за счет полномочного представителя федерального органа исполнительной власти по госнадзору и контролю в сфере промышленной безопасности.
Несчастные случаи, являющиеся следствием катастроф, аварий и иных повреждений транспортного средства, расследуется комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем. Она обязательно учитывает материалы расследования, которое было проведено федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору, органами дознания, следствия и собственником транспортного средства.
Извещение госорганов и заинтересованных лиц
Первое, что нужно сделать после того, как произошел несчастный случай — сообщить в уполномоченные государственные органы по месту, где произошел несчастный случай:
- исполнительный орган страховщика (например, в ФСС) по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;
- прокуратура;
- государственная инспекция труда;
- орган исполнительной власти (администрация и т.п.);
- орган исполнительной власти субъекта РФ, который реализует полномочия в области охраны труда на территории такого субъекта (уполномоченные Минтрудом РФ исполнительные органы субъекта РФ);
- работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай (например, специалист в командировке);
- федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему госконтроль или госнадзор, если предприятие подконтрольно такими органам или в случае подведомственности организации федеральному органу исполнительной власти. (Например, Федеральный государственный энергетический надзор, государственный строительный надзор и т.д.);
- территориальное объединение организаций профсоюзов.
Если несчастный случай произошел на любом, находящемся в плавании, судне (морском, воздушном, речном и т.п.) не зависимо от его принадлежности, капитан судна обязан в течении 24 часов после происшествия сообщить об этом работодателю и судовладельцу, в случае нахождения в загранплавании — в консульство РФ.
В свою очередь, работодатель или судовладелец обязан известить в течение суток вышеуказанные органы о происшедшем на судне несчастном случае (групповом, тяжелом или несчастном случае со смертельным исходом.)
В тех случаях, когда несчастный случай по прошествии некоторого времени из категории легких перешел в категорию тяжелых или в категорию несчастных случаев со смертельным исходом, дополнительно, в течении трех календарных дней с момента получения сведений об изменении категории несчастного случая, необходимо направить извещения в:
- соответствующий территориальный государственный орган, осуществляющий надзор или контроль за соблюдением трудового законодательства;
- территориальное объединение организаций профсоюзов;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий госконтроль или госнадзор, в случае подведомственности организации такому федеральному органу;
- исполнительный орган страховщика — по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
Несчастные случаи, которые подлежат расследованию и учету, перечислены в Статье 227 ТК РФ «Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету» и более подробно в 3 пункте Постановления Министерства Труда России от 24.10.2002 №73.
Статья 228 ТК РФ «Обязанности работодателя при несчастном случае»
Статья 229 ТК РФ «Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев»
Статья 230 ТК РФ «Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев»
Статья 231 ТК РФ «Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев»
Постановление Министерства Труда России от 24.10.2092 №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (ред.14.11.2016)
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» — защищает интересы пострадавших в результате НС.
Сроки расследования несчастного случая
Расследование НС, происшедших в организации или у работодателя – физического лица, проводится в соответствии с общим порядком и в сроки, установленные статьей 229.1., они зависят от обстоятельств происшествия и характера повреждений здоровья пострадавших.
Обстоятельства происшествия и характер повреждения |
Срок расследования (дней) |
Срок расследования несчастных случаев исчисляется в календарных днях начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая. |
|
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья |
3 |
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо есть погибшие |
15 |
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица (со дня поступления указанного заявления) В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования. |
30 |
При возникновении обстоятельств, объективно препятствующих завершению в установленные сроки расследования несчастного случая, в том числе по причинам отдаленности и труднодоступности места происшествия (труднодоступные станции и обсерватории, геологоразведочные и иные экспедиции и отряды, буровые платформы на шельфе морей, при выполнении отдельных работ за границей, включая международные перевозки и т.п.) Расследования может быть продлено в следующих случаях:
решение о дополнительном продлении срока его расследования принимается руководителем органа, представителем которого является должностное лицо, возглавляющее комиссию, с последующим информированием об этом соответствующего правоохранительного органа. |
не более 15 |
Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений. |
по согласованию или по решению компетентных органов |
Схема классификации несчастного случая на производстве
Если медицинское учреждение затягивает с выдачей заключения, а у вас поджимает время по отправке извещения, можно предварительно классифицировать его как легкий или тяжелый.
Классифицировать несчастный случай необходимо в соответствии с приказом Минсоцздравразвития № 160, если его нет в перечне травм, относящихся к тяжелому несчастному случаю, то его следует классифицировать как легкий.
Исходя из произошедшего, вы в любом случае уже примерно предполагаете, что за НС произошел.
Если не можете определить легкий несчастный случай или тяжелый, то лучше разослать извещение во все инстанции, классифицировав, как тяжелый.
Если в полученном медицинском заключении степень будут классифицирована как легкая, то направляется уведомительное письмо, опять же всем, с приложением заключения из медицинского учреждения.
Как говорится: “Лучше перебдеть, чем недобдеть”.
Глава 2. Правовое регулирование расследования несчастных случаев на производстве.
Основным законодательным актом, регулирующим порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве является Трудовой кодекс Российской Федерации. Эти вопросы регламентируется ст. ст. 227—231 гл. 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда» ТК РФ.
Несмотря на то, что количество статей не велико, но все они очень объемные и емкие. Особо отметим, что Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внесен ряд изменений в эти статьи. Так, большинство статей вообще изложены в новой редакции (ст. 227, 228, 229, 230, 231 ТК РФ). Некоторые положения вынесены в новые статьи (ст. 228.1, 229.1, 229.2, 229.3, 230.1 ТК РФ).
Более подробно Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний регламентирован в Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 967 от 15.12.2000 г., которое действует в части, не противоречащей ТК РФ.
Ранее данная сфера правоотношений регулировалась Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве». Но в соответствии со ст. 229 ТК РФ оно признано утратившими силу Постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 г. № 5 «О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве».
Постановлением от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» в соответствии со ст. 229 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве» Министерство труда и социального развития РФ утвердило формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
Это Положение устанавливает с учетом ст. 227—231 ТК РФ и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей – физических лиц с различными категориями работников (граждан).
Кроме того, существуют положения, регламентирующие расследование несчастных случаев на конкретных видах производств с учетом их специфики. Так, Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденное постановлением Госгортехнадзора № 40 от 08 июня 1999 г., устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых расположены опасные производственные объекты.
Приказ Госгортехнадзора РФ от 28 января 2003 г. № 11 устанавливает правила расследования несчастных случаев, происшедших при эксплуатации опасных производственных объектов в организациях, поднадзорных Госгортехнадзору России[2].
Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967.
Минздрав РФ приказом от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» утвердил инструкцию о порядке применения названного Положения и формы документов, применяемых при расследовании и учете профессиональных заболеваний.[3]
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ устанавливает ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный закон определяет также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).
В целях реализации вступившего в силу ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Приказом Фонда социального страхования от 13 января 2000 г. № 6 «О переходе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 4 декабря 2000 г.) утверждены Порядок регистрации работодателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ и Временный порядок назначения и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.
Статья 360 ТК РФ устанавливает, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, порядок проведения инспекций определяется Конвенцией Международной Организации Труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ. Кроме того, необходимо руководствоваться Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 года № 78 «О федеральной инспекции труда».
Мероприятия по проведению контроля, осуществляемые государственными инспекциями по труду, могут быть плановыми и внеплановыми. При этом, в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:
1. получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
3. обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Обратим внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке, определяется с учетом требований ст. 8 Федерального закона № 134-ФЗ о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.
Статья 357 Трудового кодекса РФ и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда перечисляют основные права государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Отметим, что инспектор обязан предъявить служебное удостоверение при проведении проверки. Кроме того, согласно предыдущей редакции Кодекса такие посещения могли осуществляется беспрепятственно, а не в порядке, установленном законом, что, несомненно нарушало права работодателей и могло привести к произволу проверяющих.
Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Все запрашиваемые сведения предоставляются бесплатно.
Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.
Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания. Предписания могут содержать следующие рекомендации: об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; о восстановлении нарушенных прав работников; привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда. Напомним, что Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» государственные инспекторы труда были лишены права приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений. Право применять административное приостановление деятельности организаций предоставлено судьям.
Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Два пункта статьи в новой редакции Кодекса признаны утратившими силу. Теперь инспекторы не вправе выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.
В соответствии со ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).
Условия для признания несчастного случая производственной травмой
Для того чтобы полученное увечье признавалось именно производственной травмой, необходимо выполнение следующих условий:
Время события. Происшествие должно случиться в рабочее время, по дороге следования на работу или с работы, в командировке или в служебной поездке, если руководство предприятия по своему распоряжению отправило работника на место выполнения работы. Также происшествие может произойти во время отдыха между сменами при вахтовом методе работы или при длительной поездке на транспорте.
Место происшествия. Событие должно произойти на территории предприятия или в том месте, где выполняются работы. Если происшествие случилось при следовании по дороге на работу или с работы на транспорте, то необходимо, чтобы это был предоставленный организацией — работодателем транспорт или личный транспорт, который используется в служебных целях по согласованию с руководством предприятия.
Если работник получил травму по дороге на работу или с работы, когда шел пешком или ехал на общественном транспорте, то такая ситуация не является несчастным случаем на производстве.
Обязанности работодателя при несчастном случае
В ст. 228 ТК РФ перечислены действия работодателя, которые он должен предпринять, если с работником произошел несчастный случай:
- немедленная организация первой помощи пострадавшему и (при необходимости) его доставка в медицинскую организацию;
- принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
- сохранение до начала расследования несчастного случая той обстановки, которая была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — фиксация путем составления схемы, ведения фото- и видеосъемки и выполнения других мероприятий;
- немедленное информирование о несчастном случае соответствующих органов;
- принятие иных необходимых мер по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Особое внимание обратим на порядок информирования о несчастных случаях и их расследования.