Признание победителя уклонившимся от заключения контракта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание победителя уклонившимся от заключения контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главное правило: изменять существенные условия контракта после подведения итогов конкурентной процедуры нельзя. Поэтому внимательно читайте проект контракта и в случае противоречий направляйте запросы на разъяснение документации и согласовывайте изменения на этапе подачи заявок. Еще раз повторяем: на этапе подачи заявок.

Отключили электричество

Случается, что победитель не может вовремя заключить контракт из-за отсутствия электричества. Так, Саратовское УФАС не стало включать сведения в РНП, поскольку победитель:

  • представил письменное подтверждение от энергоснабжающей компании;
  • уведомил заказчика о причине неподписания контракта и просил дать возможность сделать это позже;
  • внес обеспечение;
  • закупил товар по контракту.

Сходную позицию занимают также Владимирское, Якутское УФАС.

Однако Оренбургское УФАС посчитало иначе, так как победитель:

  • не доказал факт отключения электричества;
  • сам несет риски наступления неблагоприятных последствий из-за неподписания контракта;
  • откладывал исполнение своих обязательств на последний день, т.е. не проявил достаточной заботливости и осмотрительности.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Обязательные условия контракта

Часть условий контракта вносится в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в Проекте контракта (договора) можно найти следующие условия:

  • о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта: например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
  • об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
  • касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
  • о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения;
  • об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Необязательные условия контракта

Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Адвокат по признанию победителя уклонившимся в Екатеринбурге

Адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам в составлении претензии организатору торгов в случае неправомерного признании победителя уклонившемся от заключения контракта.

В случае неправомерных действий организаторов торгов, электронных площадок – возможна помощь в подготовке жалобы в антимонопольный орган на действия или бездействия организатора торгов.

Жалоба в суд об оспаривании решения антимонопольного органа в случае вынесения административного предписания по устранения допущенных нарушений организатором торгов о признании победителя, уклонившемся от подписания договора.

В случае нарушения законодательства о закупках организатором торгов, поможет подготовить исковое заявление о признании недействительным и отмене результатов проведения закупки.

Читайте также:  Что изменится для многодетных в 2023 году

Односторонний отказ от исполнения контракта

Одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ (односторонний отказ от исполнения) возможен со стороны заказчика в случае нарушения и изменения поставщиком условий контракта, при этом до принятия решения об одностороннем расторжении контракта для установления обоснованности одностороннего отказа заказчика от исполнения договора такой заказчик обязан провести экспертизу поставленного товара (работы, услуги) с привлечением экспертов или экспертных организаций.

Если результаты экспертизы поставленного товара подтвердят нарушение и изменение условий контракта, явившиеся основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения, контракт может быть расторгнут.

Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта по 44 ФЗ вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика о таком отказе. При этом если поставщик в течение 10 дней с даты уведомления его о принятом решении об одностороннем расторжении заказчиком контракта устранил допущенные нарушения и изменения условий контракта, заказчик отменяет свое решение.

Рассмотрим подробнее ситуацию, когда заказчик в одностороннем порядке может отказаться выполнять свои обязательства, прописанные в контракте. Здесь представлены нарушения пунктов договора, означающие для одной из сторон лишение большой части прибыли, которая предполагалась изначально при подписании договора.

Одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ возможно при следующих условиях:

  • получении товара неудовлетворительного кaчества, где дефекты нельзя устранить в течение определяемого заказчиком временем;
  • несоблюдение срока поставки.

В обоих случаях тема отказа при электронных закупках от исполнения контракта поднимается при регулярном допущении – не менее 2-х раз. Однако нужно учитывать индивидуальные особенности контракта: односторонний отказ будет несоразмерен малосущественному нарушению сроков исполнения контракта на закупки. Соответственно, регулярные допущения такого рода рассматриваются в одном периоде доставки, потому частое нарушение сроков, влекущие за собой убытки для заказчика, является значимым. П. 3 cт. 511 ГК гласит, что заказчик может воспользоваться правом на односторонний отказ от приема товаров с просроченной поставкой. Потерпевшая сторона обязуется сообщить поставщику о своем отказе, если договор не предусматривает иной вариант.

Уклонение от заключения контракта 44-фз

Под уклонением от заключения контракта подразумевается непредоставление в положенные по закону сроки необходимого пакета документов, либо самого контракта, заверенного подписью участником, признанным победителем, или заказчиком аукциона. Чаще всего в роли уклоняющихся выступают исполнители, которые испытывают трудности при сборе требуемых документов, таких, как банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта.

В срок до 10 дней победитель должен подготовить все бумаги либо перечислить средства на обеспечение контракта, а также завизировать согласованный бланк договора.

Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты. На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией.

    Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее).

Нуждаемся в консультации эксперта по следующим вопросам.

Мы представляем Заказчика, разыграли аукцион на оказание услуг по ремонту автомобилей. В тех. задании документации прописали как условие — расстояние от Заказчика до сервиса технического обслуживания по автомобильной дороге не должно превышать 4 км.

В ходе аукциона было подано 2 заявки, оба участника дали согласие на условия Заказчика.

Был подведен итог и определен победитель аукциона. Заказчик направил победителю официальное письмо с просьбой указать место станции технического обслуживания. Победитель ответил на письмо и указал адрес, расстояние до которого от Заказчика превышает 4 км в два раза.

Заказчик сформировал протокол отказа от заключения контракта и разместил его в ЕИС.

Может ли Заказчик заключить контракт со вторым участником, предложившим лучшие условия после победителя?

Обязан ли Заказчик направить сведения о победителе в реестр недобросовестных поставщиков?

Со стороны поставщика

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ поставщиком является не столь однозначным и требует определенных усилий со стороны победителя для обоснования своего решения.

Поставщик может отказаться от участия в процедуре без каких либо последствий, если:

  • заявка заняла второе место по ходу проведения процедуры в формате конкурса или аукциона;
  • заявка заняла третье и последующие места в процедуре формата запросов котировок и предложений.

Эти случае подразумевают, что поставщик сам решает, заключать ли контракт с заказчиком, если, к примеру, предыдущие участники по каким-либо причинам не смогли этого сделать и организатор процедуры направляет соответствующее предложение подателю следующей завки.

Если же поставщик уже признан победителем, то обоснованием для отказа от контракта могут служить следующие причины:

  • обнаружение условий, которые поставщик не может выполнить ввиду невыгодности оных или нехватки материальных и квалификационных ресурсов;
  • возникновение рыночной ситуации с резким повышением или понижением уровня цен, связанных с предметом контракта либо условиями его реализации, к примеру, подорожание ГСМ, экологических или таможенных расходов;
  • форс-мажорные обстоятельства, возникающие до момента заключения контракта. Например, стихийные бедствия, выход производственного оборудования из строя и другие ситуации, не зависящие от добропорядочности поставщика.
Читайте также:  Став военным пенсионером, не забудьте про гражданскую пенсию

При этом действия поставщика, которые явно понимаются как уклонение от заключения контракта, следующие:

  1. Отказ от внесения суммы гарантийного обеспечения контракта в указанные сроки.
  2. Непредставление требующихся документов организатору процедуры в качестве подтверждения обоснований, изложенных выше.
  3. Полученный проект контракта, с подписью или без нее, не был отправлен заказчику в установленные сроки.

Последствия для поставщика

Основное последствие для участника — попадание в список недобросовестных поставщиков.

Передача информации в РНП не зависит от воли организатора процедуры, поскольку он обязан предоставлять данные в ФАС вне зависимости от своей лояльности победителю (в том случае, если поставщик нарушил сроки предоставления обеспечения, документов или контракта).

Чтобы не попасть в реестр, поставщику необходимо доказать, что отказ от контракта не был связан с его недобросовестностью, а зависел от обстоятельств, не поддающихся контролю. Обоснования направляются организатору торгов, который после их рассмотрения может отказаться от контракта со своей стороны.

Если же заказчик уже передал сведенья в ФАС, а поставщик попал в список РПН, то возможно обжалование решения контрольного органа путем подачи заявления в суд.

В этом случае также потребуется документально подтвердить добропорядочность и факт наличия непреодолимых обстоятельств.

Можно ли избежать занесения в Реестр недобросовестных поставщиков

Участник может участвовать в рассмотрении дела и заявлять доводы в свою защиту. Для этого ему придется хорошо подготовиться: собрать документацию и сведения, подтверждающие неумышленный характер правонарушения (например, если причиной были технические неполадки, то стоит приложить скрины обращения в службу поддержки или к провайдеру).

Также поставщику следует подготовить доказательства того, что он принял со своей стороны все возможные меры для подписания контракта (например, обратился в банк или к брокеру для оформления гарантии) и предполагал исполнение своих обязательств в рамках этого контракта (например, подписал контракт с производителем). В пользу поставщика будет играть тот факт, что он готов подписать контракт в текущий момент.

Стоит отметить, что решение о включении сведений о поставщике в реестр принимают непосредственно отделения антимонопольной службы на местах. Поэтому единой практики по вопросу включения сведений в реестр нет. В одинаковых ситуациях некоторые участники включаются в РНП, другие – нет. Поэтому оптимально ориентироваться на аналогичные решения, принятые в ФАС по местонахождению заказчика. Например, некоторые ФАС посчитали такие причины просрочки, как сбой на ЭТП, выход из строя техники, уважительными.

Поставщика должны известить о том, где и когда будет рассматриваться дело о его включении в реестр. Отсутствие такого уведомления является нарушением и заседание подлежит переносу. Но если поставщик был уведомлен о заседании, но не явился на него, то дело рассмотрят по существу без поставщика.

Если ФАС примет решение в пользу поставщика, то государственный контракт может быть подписан в перспективе. Если же антимонопольный орган посчитает, что в действиях поставщика были нарушения, то сведения о компании будут переданы в реестр в течение 3 дней. Согласно условиям законодательства, участник закупки будет находиться в РНП в течение 2 лет.

Риски предпринимательской деятельности

При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 44, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. На основании этого неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта) участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.

Пример из практики:

В антимонопольный орган обратился организатор процедуры с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по заправке и восстановлению картриджей для принтеров. Комиссия УФАС установила, что после направления победителю закупки проекта контракта, последний разместил к нему на ЭТП протокол разногласий. Однако, победитель закупки в установленный срок не подписал доработанный проект контракта и не предоставил его обеспечение. Победитель процедуры пояснил, что по не независящим от него обстоятельств его заявка на получение банковской гарантии была временно приостановлена, в связи с чем не представлялось возможным получить обеспечение контракта в регламентированный срок. Комиссия УФАС в своем решении о включении данного участника в РНП на 2 года указала, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019)

Читайте также:  Что такое договор подряда?

Что делать заказчику, если победитель уклонился от заключения контракта

Рассмотрим действия заказчика при уклонении победителя от подписания контракта 44-ФЗ. Расскажем, что нужно предпринять и в какие сроки.

📍Когда победитель торгов считается уклонившимся от заключения контракта

Прежде чем рассказывать о действиях заказчика, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта по 44-ФЗ, остановимся на том, а когда победитель торгов считается уклонившимся. Есть несколько возможных вариантов:

● победитель торгов в течение 5 дней с момента опубликования заказчиком проекта госконтракта в ЕИС его не подписал либо не направил протокол разногласий;
● в течение 3-х рабочих дней не подписал доработанный проект контракта/прежний вариант проекта госконтракта по итогам рассмотрения заказчиком протокола разногласий (ч. 13 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ);
● не внес обеспечение выполнения контракта, когда установлено такое требование в сроки, отведенные на подписание госконтракта (ч. 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ);
● не предоставил обеспечение выполнения госконтракта в полуторном размере или сведения о своей добросовестности (ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

📍Что делать заказчику

Алгоритм действий заказчика при уклонении победителя от подписания контракта по 44-ФЗ выглядит следующим образом:

1️⃣ Признать победителя торгов уклонившимся. Не позднее чем на следующий день опубликовать протокол в ЕИС и на торговой площадке. В документ включаем место и время его составления, сведения о победителе торгов — уклонисте, о факте, ставшем основанием для принятия такого решения, реквизиты подтверждающих документов.
2️⃣ Передать в ФАС сведения для включения уклониста в реестр недобросовестных поставщиков: название юрлица, ИНН и ФИО его учредителей/руководителей, дату проведения аукциона, документы, свидетельствующие об уклонении.
3️⃣ В течение 1 рабочего дня с момента включения победителя торгов в РНП отследить получение денежных средств, внесенные им в качестве обеспечения заявки (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
4️⃣ Оценить свои убытки и в части, непокрытой обеспечением заявки, взыскать их с уклониста в судебном порядке (ч. 14 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Это обязательные действия заказчика, когда победитель уклонился от подписания контракта по 44-ФЗ.

📍Второй участник

Кроме выше перечисленных обязанностей у заказчика есть право оформить госконтракт с участником аукциона, чьей заявке был присвоен 2-ой номер. Такого участника признают победителем торгов. В течение 5 дней с момента признания победителя торгов уклонившимся, заказчик должен направить 2-му участнику проект госконтракта. В документ включают условия, предложенные таким участником.

Второй участник в течение 5 дней вправе:

● подписать предложенный проект госконтракта, внеся обеспечение выполнения госконтракта;
● направить заказчику протокол разногласий;
● отказаться от подписания госконтракта (ч. 15 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Можно не выполнять ни одно из предложенных действий. Это будет свидетельствовать об отказе от подписания госконтракта.

Второго участника будут считать уклонившимся от заключения госконтракта, если он в течение 3-х рабочих дней не подпишет доработанный проект контракта по итогам рассмотрения протокола разногласий либо не выполнит антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 Закона № 44-ФЗ. В этом случае заказчик также должен составить протокол и передать данные о 2-ом участнике торгов в ФАС для внесения в РНП.

При отказе второго участника от подписания контракта или при его уклонении заказчик должен признать электронный аукцион несостоявшимся. При этом ч. 25 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не содержит такого основания для оформления контракта с едпоставщиком. Заказчик может провести электронный запрос предложений (п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), не меняя объект закупки, или провести новые торги (ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *