ВС объяснил, как решать споры соседей из-за захвата части общего коридора
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС объяснил, как решать споры соседей из-за захвата части общего коридора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На следующем этапе нужно определиться, какого именно результата Вы хотите добиться. Если основная задача — устранение самовольного ограждения, то переходите к следующему абзацу. Если же принципиальным вопросом является штраф для захватчика земли, то об этом речь пойдет в следующем подразделе.
Что делать и куда следует обращаться
Неправомерные и незаконные действия в отношении земельных участков общего пользования могут существенным образом осложнять жизнь гражданам. В этих случаях необходимо действовать в рамках закона и обращаться в соответствующие органы.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, земли общего пользования и любые действия с ними находятся в ведении следующих лиц и органов:
- Госземконтроль – уполномоченный государственный орган);
- ОМС или Земельный контроль муниципалитета;
- Органы, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, а также другие организации и объединения общественного типа;
- Земельный контроль общественного направления – в него входят заинтересованные в решении проблемы граждане;
- Субъекты землепользования – собственники, арендаторы, пользователи.
Как демонтировать незаконное ограждение?
Итак, демонтаж ограждения могут провести представители местных органов исполнительной власти. Как правило, речь идет об администрации района города, т.е. префектуре, управе и т.п. В разных городах могут использоваться разные названия. В небольших городах следует обратиться прямо в администрацию города.
В первую очередь позвоните в префектуру и уточните, кто занимается вопросом демонтажа незаконных парковок. Если в Вашем регионе данная процедура уже «поставлена на поток», то Вам будет достаточно оставить заявку по телефону. Через несколько дней приедут сотрудники и демонтируют ограждения.
Если же в администрации не понимают, чего Вы от них хотите, то следует написать заявление. В тексте следует указать, что по такому-то адресу появилось незаконное ограждение, которое не позволяет использовать земельный участок, находящийся в государственной/муниципальной/общедолевой собственности, и Вы просите его демонтировать. Также напишите о том, что Вы просите сообщить о результатах в письменной форме. Заявление нужно направить начальнику администрации (управляющему, префекту и т.п.).
Документ следует составить в двух экземплярах. Один из них останется в администрации, на втором нужно поставить отметку о вручении и забрать с собой.
Битва за парковку: кому можно отгораживать место под машину во дворе
Огородил себе парковочное место цепочкой с замком — и проблем нет никаких. Приезжай домой, когда вздумается, хоть ночью. Красота! Многие ярославцы такой роскоши не имеют, поэтому торопятся домой сразу после работы.
Не дай бог, приедешь на полчаса позже — рискуешь поставить машину не под окнами, а, если повезёт, в соседнем дворе.
И таких автовладельцев подчас бесит, что сосед-то огородил себе место, и ни с кем за парковочные места не воюет.
Мы решили выяснить, насколько законны такие цепочки, и что делать, если места у подъездов огораживают самовольно.
«Ставлю, и мне пофигу»
Как оказалоось, есть в парковочных вопросах люди совсем категоричные. Они считают, что раз живут в доме, то и место парковочное за ними закреплено. Причём, в определённом месте.
— Я всех сгоняю со своего места, хотя оно у меня и не обустроено. Мне пофигу, моё место и все тут. Приезжаю, если место занято, сигналю и пинаю по колёсам, пока не переставят машину.
Да, место мной не выкуплено, но с соседями все обговорено и поделено, надо уважать тех людей которые живут в доме.
Когда приезжаю в чужой двор, всегда вешаю табличку с номером телефона, чтобы, если машина мешает, позвонили, и я переставила, — высказывает своё мнение автовладелица Алиса Чистоганова.
— С одной стороны незаконно, но с другой.. Если человек живёт в этом доме — должно быть место под парковку. Может, он сам его себе сделал, убил свое время, а потом приезжает какой-нибудь левый чувак и говорит: «Моё место». И будет ставить туда постоянно. Это две стороны одной монеты, — рассуждает ярославец Роман Кушнарёв.
Это законно, если…
Заставлять человека переставить машину в другое место и огораживать его для себя вы имеете право только в одном случае: если места возле дома оформлены под собственность жильцов.
— Земельные участки под многоквартирными домами являются общей долевой собственностью владельцев помещений в доме, но лишь при условии определенных границ земельного участка с постановкой на кадастровый учет.
Соответственно, собственники помещений на общем собрании вправе определить назначение земельного участка, благоустроить парковочные места, закрепив их за собственниками.
В таком случае все столбики, заборчики, цепочки — это законно, — рассказывает автоюрист Людмила Шумилова.
То же подтверждает и председатель ярославского отделения «Федерация автовладельцев России» Темур Абдуллаев. По его словам, практически всегда, когда жильцы оформляют территорию дома в собственность, они эту территорию огораживают. В таком случае, у председателя ТСЖ всегда есть документы, подтверждающие право на собственность.
— Если территория не огорожена, скорее всего — это самозахват. Огораживать цепочками парковочные места не имеют права. В таком случае, можно попробовать решить вопрос разговорами. Если не получится — вызывать полицию, — говорит Темур Абдуллаев.
- Куда жаловаться на «захватчика»
- В полиции уточнили: они к этому отношения никакого не имеют.
- — В этом случае обращайтесь в земельный комитет в местную администрацию, так как благоустройство данной территории относится к компетенции органов местного самоуправления, — пояснили в отделе автодорожного надзора по Ярославской области.
Войны из-за парковок сейчас дело привычное. Почти у каждой ярославской семьи есть автомобиль, а то и два.
У старых домов, построенных ещё в советское время, территория совсем маленькая и не рассчитана на такое количество машин.
Да и в новостройках проблем не меньше — дома растут, как грибы, а вот на придомовой территории застройщики явно экономят. Поэтому автовладельцы изворачиваются, как могут: ставят машины на газонах и прямо у подъездов.
Как противостоять захвату парковочных мест?
19 апреля 2019 April 19, 2019 06:49
Придомовая территория, согласно 36 статье Жилищного кодекса, принадлежит всем собственникам в многоквартирном доме, и распоряжаться ей они могут только вместе. Чтобы во дворе дома появилось огороженное парковочное место, нужно получить согласие всех соседей и подать документы в органы местной исполнительной власти. Во всех иных случаях такая парковка не считается законной.
Одиночные огороженные парковки — это 100% чья-то самодеятельность. Узаконенные парковки появляются обычно сразу на много мест по общему решению жильцов, о результатах такого решения вас обязаны известить, даже если вы лично не присутствовали на собрании.
Важно также понимать, что личные вложения группы жильцов, которые облагородили часть дворовой территории под машиноместа, не делают эту территорию их законной собственностью.
Ответственность за нарушение
Решив установить оградительные конструкции на парковочном месте, нарушителю грозит административное наказание:
- Самовольное занятие придомовой территории. На размер штрафа влияет кадастровая стоимость земельной территории. Согласно АК РФ, штраф может составлять от 1 до 3 тысяч рублей. Минимальный размер штрафа по КоАП РФ —, 5 тысяч рублей.
- Нарушение требований пожарной безопасности. Например, пожарная машина не может подъехать к месту возгорания. За это предусмотрен штраф до 1,5 тысячи рублей.
- Повреждение дороги. Зачастую для установки столбиков приходится сверлить асфальт, что относится к порче государственного имущества. В этом случае предусмотрен более серьезный штраф —, 5 тысяч рублей.
Перечисленные суммы применяются в отношении физических лиц. Если нарушителем оказалась организация или должностное лицо, размер наказания в несколько раз больше.
Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.
Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:
- недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
- обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
- создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.
Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.
Соблюдение порядка получения разрешения на строительство как обязательный досудебный порядок узаконивания самовольной постройки
Проблема «узаконивания» самовольных построек уже давно является насущной, а судебная практика по данным делам весьма неоднообразной. Кроме того, проблема этой категории споров усложняется критериями добросовестности или недобросовестности лица, осуществившего строительство. В чем же это заключается?
Дело в том, что в 2010 году Верховным и Высшим Арбитражным Судами было разъяснено нижестоящим судам, что хоть и само по себе отсутствие разрешения на строительство не препятствует признанию права собственности на самовольную постройку, тем не менее, предварительно обращаться за ним необходимо, и не просто «для вида», а с соблюдением всех градостроительных формальностей. В этой связи нижестоящим судам было указано на необходимость проверки не только факта предварительного обращения за получением разрешения на строительство, но и правильности такого обращения и правомерности отказа уполномоченного органа в выдаче разрешительной документации.
Самовольная постройка или «самострой» и ее признаки.
Самовольная постройка – это объект недвижимости, который, как правило, построен с формальными либо строительно-техническими нарушениями закона.
С юридической точки зрения самовольная постройка не является объектом гражданских прав, который может принадлежать кому-либо на праве собственности, быть предметом договоров купли-продажи, дарения и т.д., а потому права на такой объект не регистрируются в Росреестре.
Формальным нарушением закона при возведении самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, которое обычно выдается органом местного самоуправления по месту соответствующего земельного участка. Строительство без разрешения является административным правонарушением, а сам объект строительства – самовольной постройкой по данному признаку.
Тем не менее, если объект находится в процессе строительства, или уже построен, а разрешение на строительство так и не было получено, у застройщика либо собственника земельного участка есть возможность «узаконить» такой объект в судебном порядке.
Обращение в местную администрацию за выдачей разрешения на строительство – обязательно или нет?
В подобных делах необходимо разграничивать два случая: предварительное обращение за разрешением на строительство и легализация самостроя путем обращения за разрешением на строительство постфактум (когда объект уже построен или находится в процессе строительства). При первом варианте разрешение на строительство с большой степенью вероятности будет выдано, если соблюдены все формальности и требования градостроительного законодательства. Так что здесь вопрос исчерпан, даже не успев возникнуть.
Второй вариант усложнен, поскольку заявитель, обращаясь за разрешением на строительство, уже начал либо даже окончил это строительство.
Несмотря на наличие специально оговоренных в законе оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, формально не содержащих требования о предварительном обращении, административный орган, как правило, отказывает заявителям, рассматривая такие обращения как попытку узаконить то, что по факту уже существует. Откровенно говоря, такая позиция административных органов не лишена смысла и, кроме того, была поддержана ВС.
Таким образом, обращаться за получением разрешения на строительство необходимо до начала строительства, а если это сделать не получилось либо объективно невозможно, то, наверняка, придется идти в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку.
Попытка оформить разрешение на строительство в административном досудебном порядке: как на это смотрят суды?
Введенный разъяснениями высших судов своеобразный досудебный порядок разрешения спора в делах о признании права собственности на самовольную постройку заключен именно в установлении факта добросовестного обращения истца в уполномоченный орган до обращения в суд. Если такого обращения не было, суды могут отказать в иске уже только по этому основанию. Однако иногда суды подходят к исследованию вопроса о добросовестности заявителей слишком строго, на что относительно недавно обратил внимание ВС.
Так, в одном из дел он указал, что нижестоящие суды неверно оценили обращение истца за получением разрешения на строительство после окончания строительства как факт его недобросовестности.
При этом ВС также напомнил о позиции ВАС РФ по данной категории дел, в соответствии с которой разъяснение ВС и ВАС при отсутствий явных злоупотреблений истца не может блокировать норму ГК РФ о возможности узаконить самострой при формальном соблюдении условий данной нормы.
Тем не менее, практика в подобных спорах до сих пор весьма неоднородна. Например, если к моменту обращения за разрешением на строительство самовольная постройка уже была возведена, то существуют риски отказа в признании права собственности на нее в судебном порядке. То есть обращение в администрацию «задним числом» не исключает риски отказа для истца и на стадии судебного рассмотрения.
Мотивируют суды данный вывод тем, что в таких случаях возведение самовольной постройки осуществляется с нарушением установленного законом порядка исключительно по вине самого истца, без получения необходимых разрешений на момент начала строительства, а соответственно, удовлетворение иска о признании права собственности на такую самовольную постройку противоречит требованиям действующего законодательства, вне зависимости от отсутствия нарушений строительных, градостроительных норм и угрозы жизни и здоровью граждан.
Один из таких споров по иску застройщика, которому отказали три инстанции, недавно также дошел до ВС, который даже передал его кассационную жалобу на рассмотрение Экономколлегии, однако та все равно согласилась с выводами нижестоящих судов. Важно отметить, что суды признают меры по досудебной легализации самостроя достаточными, как правило, только в том случае, когда отказ в выдаче разрешительной документации вызван объективными, независящими от застройщика причинами.
Следовательно, простыми формальностями в виде имитации принятия всех необходимых мер по получению разрешения на строительство, скорее всего, не обойтись.
Так, например, обращение в администрацию за консультацией по поводу выдачи разрешения на строительство, переписка с административным органом по этому поводу или даже обращение с соответствующим заявлением, но без приложения необходимой документации, считаются недостаточными для признания права собственности в суде.
Нужно сформировать границы придомового участка. Для этого представители собственников обращаются в местную администрацию (а точнее, в Департамент городского имущества) с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и о его постановке на кадастровый учет.
Следом необходимо пригласить кадастрового инженера, который подготовит межевой план территории: в нем отображаются границы земельных участков и их проектные площади. Важно при этом согласовать границы территории с собственниками соседних участков и подписать с ними акт согласования. Если в ходе работ возникнут споры, то решить их может только суд.
После того как границы участка согласованы, межевой план направляется в Росреестр и, если замечаний к его оформлению нет, его утверждают.
Что понадобится для оформления придомовой земли
Следует обратиться в Росреестр (лично или через МФЦ) с пакетом документов:
- заявление о регистрации права общей долевой собственности;
- паспорт представителя собственников;
- протокол общего собрания собственников;
- межевой план территории;
- технический паспорт дома (можно взять в управляющей компании);
- постановление об утверждении схемы расположения участка (выдается администрацией);
- квитанция об уплате госпошлины (составляет 200 рублей);
- документы, подтверждающие права всех собственников на помещения в доме;
- документ, где в свободной форме будут указаны сведения о собственниках, их долях в праве общей собственности, площадях квартир и дома.
Если все прошло успешно, то в течение 30 дней Росреестр предоставит выписку из ЕГРН, которая даст собственникам помещений право распоряжаться придомовой территорией.
Можно ли хранить вещи в подвалах и местах общего пользования? И как превратить подвал в кладовку?
Первым делом требуется провести коллективное собрание жильцов, на котором принять решение об использовании подвального помещения (цокольного этажа) как места хранения личных вещей жильцов. При этом все инициаторы должны понимать, что им придется вложиться материально, ведь любое переоборудование будет произведено за счет самих жильцов.
Если такое решение принято, необходимо вместе с управляющей компанией подготовить план перепланировки и получить разрешение на перепланировку (например, в Москве – в Мосжилинспекции).
Для составления плана перепланировки требуется провести инженерное обследование подвала, которое подтвердит хорошее состояние коммуникаций и возможность обустроить обособленное помещение для использования под кладовку. Проект перепланировки можно заказать в проектной организации, которая работает со свидетельством СРО.
Важно! Процесс перепланировки подвала – трудоемкий и затратный. Поэтому велико искушение самовольно перестроить подвал и использовать его в интересах жильцов. Но делать этого нельзя! Несогласованные изменения легко обнаружат сотрудники коммунальных служб. Виновные будут вынуждены заплатить административный штраф и самостоятельно вернуть помещению первоначальный вид.
Если же вы пройдете процедуру согласования и сделаете все по закону, то сможете смело пользоваться новыми кладовками, не опасаясь, что первая же проверка сведет на нет все усилия.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.
Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.
Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.
Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.
Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:
- Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
- Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
- Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 Гражданского кодекса РФ ).
Виды наказания за незаконный захват земель устанавливает ст. 7.1 КоАП. Инцидент может подпасть и под статью Уголовного кодекса , если истцу удастся доказать, что присвоение и эксплуатация участка связана с иными правонарушениями, например, с мошенничеством.
То, какой штраф за самозахват земельного участка в 2020 году заплатит нарушитель, зависит от двух критериев:
- поставлен ли надел на кадастровый учет;
- какова его оценочная стоимость.
При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.
Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:
- юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
- должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
- физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).
Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:
- юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
- должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
- физлица – до 10 тыс. рублей.
Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.
Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.
Ответственность за самозахват: гражданская, административная, уголовная
Нередко правонарушители пытаются самовольно захватить и застроить землю в надежде, что со временем удастся оформить эту недвижимость на себя. Но, как показывает практика, легально получить чужой участок без согласия собственника невозможно, а захватчику рано или поздно приходится нести ответственность за нарушение закона. Прежде всего стоит помнить о гражданско-правовых последствиях:
- Невозможность законно пользоваться участком земли, осуществлять на нем строительство (застройку), использовать его в коммерческих целях и проводить сделки с самозанятым участком.
- Обязанность нарушителя покинуть самозахваченную территорию по требованию собственника, а также возместить причиненный вред и провести за свой счет все работы, позволяющие вернуть участку состояние, пригодное для дальнейшего использования земли (статья 76 ЗК РФ). К таким видам работ относятся: снос нелегальных построек, очистка от загрязнений, восстановление ограждения и межевых знаков.
- Обязанность компенсировать владельцу убытки и выплатить собственнику сумму, аналогичную полученной от участка прибыли.
Важным условием является то, что сам правонарушитель не имеет права претендовать на возмещение понесенных убытков, например, на возмещение ему стоимости нелегальных построек на самозахваченном участке (статья 222 ГК РФ).
Одновременно с вышеперечисленными последствиями за несанкционированную эксплуатацию занятой территории нарушителю будет грозить административное наказание — денежный штраф. Размер взыскания зависит от того, кем является правонарушитель. К ответственности за самозахват могут быть привлечены:
- граждане, то есть физические лица, не занимающие государственную должность и не являющиеся индивидуальным предпринимателем;
- должностное лицо — представитель органов власти, занимающий должность в государственных организациях;
- юридические лица или индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ, штраф налагается в сумме, равной определенному проценту от кадастровой стоимости нелегально занятой земли:
- для рядовых граждан — штраф в размере от 1 до 1,5%, но в сумме не менее 5 тысяч рублей;
- на должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не менее 20 тысяч рублей;
- на юридических лиц или предпринимателей — от 2 до 3%, но не менее 100 тысяч рублей.
Для ситуации, когда кадастровую стоимость занятой территории определить невозможно, законом указаны следующие размеры штрафных взысканий:
- для физического лица — от 5 до 10 тысяч рублей;
- для должностного лица — от 20 до 50 тысяч рублей;
- для предпринимателя или юридического лица — от 100 до 200 тысяч рублей.
Основы землепользования
Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации. Их главные постулаты перечислены в ст. 1:
- значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
- приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
- главенство охраны жизни и здоровья человека;
- единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
- платность использования;
- право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
- главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
- деление по целевому назначению на категории;
- равное соблюдение законных интересов граждан и общества.
Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.
Что такое самовольный захват земли? И как он происходит?
Самовольный (незаконный) захват земли — это недобросовестное умышленное действие, которое направлено исключительно на захват чужой территории, которая принадлежит другому владельцу.
Обратите внимание на толкование этого термина законом, в частности, что это должно быть «умышленное» действие. Если нарушитель докажет, что «зашел» за вашу границу случайно — привлечь его к ответственности будет трудно.
Вообще, на практике, довольно редко встречаются совсем уж рейдерские ситуации, когда захватывают участок целиком. Ведь это легко обнаружить. Наиболее частый случай самозахвата происходит тогда, когда один сосед незаконно забирает часть участка другого соседа.
Права собственника земельного участка
Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:
- Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
- ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
- Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
- Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.
По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.
Помните, что в случае самозахвата посторонним лицом вашего участка, следует руководствоваться следующими правилами:
- согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ, владелец вправе потребовать возврата своего надела, если лицо пользуется им в нарушение закона;
- в соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса РФ, владелец вправе потребовать устранения допущенных нарушений, даже в том случае, если они не привели к утрате правомочия владения землей. Это означает, что при создании препятствий в использовании вашего участка, но не лишении правомочий владения, вы вправе обратиться в суд с негаторным иском;
- согласно статье 208 Гражданского кодекса РФ, правила об исковой давности в отношении требований собственника участка об устранении нарушений его прав, не применяются. Таким образом, продолжительность правонарушения не препятствует удовлетворению притязаний истца в суде;
- основанием для предъявления искового заявления может быть как самозахват вашей территории, так и нарушение владельцами соседних участков санитарных норм. К примеру, если сосед построил баню либо другой объект ближе, чем в одном метре от границ вашего землевладения. Либо сосед неправильно расположил туалет. То же самое касается проведения электричества путем размещения проводов над принадлежащими вам строениями. В соответствии с указаниями санитарных норм, соседское домовладение должно располагаться от вашей ограды на расстоянии не менее трех метров, сараи – не менее четырех метров, иные постройки (бани, гаражи и тому подобное) – не менее одного метра, кусты – от одного метра, деревья – два – четыре метра.
Прежде всего, необходимо попробовать решить спор мирно. Учитывая, что проживать по соседству людям придется еще долго, лучше уладить конфликт мирно. Возможно, что получится прийти к единому компромиссу. Например, захватчик может предложить справедливую денежную компенсацию, но без переоформления имущественных прав на спорный земельный участок.
Если справиться с разногласиями спокойно не получилось, то необходимо обращаться к закону. Так, правовое регулирование вопроса осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:
- Владелец недвижимого имущества вправе требовать возвращения земельного участка, если будет установлено, что кто-то не санкционировано его использует. Возможность закреплена в статье 301 гражданского кодекса. Спор решается в судебном порядке после подачи искового заявления от пострадавшей стороны в федеральный суд общей юрисдикции.
- В зависимости от характера действий, можно подать жалобу на действия соседа, руководствуясь ст. 304 ГК Российской Федерации. Это значит, что жалоба направляется в том случае, когда собственник/пользователь соседнего участка своими действиями препятствует полноценному использованию земли текущим собственником. Например, при оформлении парковки перед соседским двором.
Статья 208 ГК Российской Федерации предусматривает, что срок исковой давности по таким спорам отсутствует. Это значит, что если соседи захватили часть земельного участка, то пожаловаться на их действия можно в любое время.
Владелец земельного надела имеет право на защиту личных имущественных интересов, это можно сделать мирно или с привлечением третьих лиц. Такими посредниками выступает:
- городская администрация;
- земельный кадастр;
- суд.
Необходимо соблюдать порядок действий, поскольку на каждом этапе человек будет собирать новые доказательства противоправных действий соседа. Если же на стадии судебного разбирательства не удастся доказать нарушение законодательства, суд откажет в удовлетворении искового заявления.