Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Этот вид ответственности является минимальным исходящим со стороны государства. Все особенности закреплена в КоАП, а также в обширном перечне подзаконных нормативно правовых актов. При наезде на пешехода возможна квалификация по одной или сразу по нескольким статьям КоАП. Это обстоятельство в основном зависит от причиненного вреда, а также от иных совершенных правонарушений.
Освобождение от ответственности
В законе указаны условия, когда лицо может быть освобождено от ответственности, даже если в действительности присутствует состав правонарушения или преступления.
На практике водитель будет признан виновным в 9 из 10 случаев. Это связано с повышенной ответственностью автомобилиста, поскольку именно он выступает в качестве источника повышенной опасности. Быть признанным невиновным можно только при наличии весомых обстоятельств, когда водитель не мог предвидеть или предотвратить возникшее обстоятельство.
ВНИМАНИЕ !!! Также в действиях водителя не должны присутствовать признаки иных правонарушений. Если было совершено малейшей нарушение правил дорожного движения, водитель будет считаться виновным практически со стопроцентной вероятностью.
В качестве случая из судебной практики, когда автомобилист не был привлечен к ответственности можно привести следующий случай.
В ночное время автомобилист двигался по трассе, которая с обеих сторон была ограждена высокими заборами и предназначалась исключительно для машин. Пешеходных переходов в радиусе нескольких километров не было, внезапно на дороге появился человек, который был сбит автомобилем. Поскольку у водителя не было оснований даже предполагать, что тут появится человек, он никак не мог устранить последствия. Таких случаев очень мало, поэтому не стоит на них рассчитывать.
Еще одно основание для освобождения – это срок давности привлечения к ответственности. Для административного правонарушения он всегда составляет 1 год. Для уголовного зависит от квалификации и составляет от 2 до 10 лет. После истечения этого времени, водитель освобождается от ответственности независимо от других обстоятельств.
Если сбить человека не на пешеходном переходе, кто будет виноват?
В данном материале мы остановились на ситуации, когда водитель совершил наезд на человека вне перехода и что грозит за это. Даже несмотря на то, что человеку нельзя переходить дорогу в неположенном месте, виноват будет водитель.
Напомним, что если увечья здоровью оказались легкими или средними, то применяются административные санкции в виде штрафа или лишения водительских прав.
При этом если водителю удастся доказать, что он не нарушал правил, то административного наказания можно избежать.
В то же время, пострадавший пешеход может потребовать возместить материальный или моральный ущерб.
Уголовная ответственность может наступить при смертельном исходе или наличии тяжких телесных повреждений. Однако во многих случаях могут найтись смягчающие для водителя обстоятельства.
В любом случае помощь юриста для водителя, сбившего человека не на переходе, никогда не будет во вред.
Действия водителя после ДТП с пешеходом
Уплотнение трафика на дорогах мегаполисов делает неизбежными всевозможные инциденты. В итоге автомобили сталкиваются не только с другим транспортом, но и пешими участниками дорожного движения. Однако в подобных происшествиях далеко не всегда виноваты автомобилисты.
Неправильно спланированная пешеходная инфраструктура, плохой обзор, элементарная безграмотность в вопросах ПДД, пренебрежение этими нормами, а иногда и откровенная халатность делают свое дело, разделяя не только пешеходную, но и водительскую жизнь на «до» и «после».
Именно поэтому сохранять бдительность должны все участники дорожного движения без исключения, помня о том, какие непоправимые последствия может иметь банальная рассеянность.
Конечно, это не значит, что в случае очевидной вины пешехода водитель должен продолжать движение после столкновения, и дело тут не только в моральной стороне вопроса, но и гражданской, административной и уголовной ответственности.
Мнение экспертов: водитель не всегда виновен в ДТП с пешеходом
Мнение большинства граждан таково, что при любой аварии с участием пешехода виноватым останется водитель. Даже в тех случаях, когда человек резко появился на дороге или иначе спровоцировал столкновение, доказать этот факт почти невозможно. Полагается, что лицо, управляющее машиной, то есть источником повышенной опасности, должно всегда быть начеку и делать все возможное для исключения аварии.
В реальности аварии с пешеходом имеют разные последствия. Да, доказать правоту водителя в спорной ситуации сложно. Но при наличии весомых доказательств это возможно.
Каждое ДТП следует рассматривать индивидуально. Важны не только реальные обстоятельства, но и факт наличия доказательств. В ряде случаев лучше не скупиться на экспертизу, результат которой может иметь решающее значение для суда.
Какие предпринять действия
Если печальное событие произойдет, водитель должен взять себя в руки и совершить ряд необходимых действий:
- не отключать регистратор;
- включить аварийку и установить знак аварийной остановки. Если есть возможность установить дополнительные обозначения места ДТП, особенное на участке с ограниченной видимостью или где допустима большая скорость транспорта;
- оказать больному экстренную медпомощь, обеспечить ему более удобные положение. Рекомендуется не перемещать потерпевшего, даже если он лежит на проезжей части и не совершать манипуляции, которые могут причинить больший вред;
- безотлагательно вызвать скорую помощь и работников ГИБДД;
- если состояние пешехода критическое и нет связи с неотложкой, попутным транспортом отправить в ближайшую больницу. А если ситуация не терпит отлагательств и при отсутствии попуток доставить пострадавшего в больницу самому водителю, который сбил пешехода;
- записать ФИО, номера телефонов и адреса свидетелей и очевидцев;
- обеспечить сохранность предметов, имеющие отношение к случившемуся (предметы от машины, вещи пешехода и т.п.);
- позвонить в страховую организацию по полису ОСАГО;
- произвести фото-, видеосъемку обстановки ДТП;
- прочие действия по обстановке.
Бывает, что пешеход не пострадал и не желает ни вызывать ГИБДД, ни оставаться на месте происшествия. В этом случае у него следует отобрать расписку об отсутствии претензий и жалоб на здоровье. В тоже время нужно позвонить в ГИБДД и сообщить о произошедшем. Неоднократно были случаи, когда состояние пострадавшего может ухудшиться на следующий день или он передумает о вчерашнем решении. Такие изменение не на руку водителю. Которого бесспорно будет ждать наказание за наезд на пешехода и покиданием места ДТП.
В каких случаях предусмотрена уголовная ответственность
В продолжении вышеописанных примеров, следует отдельно рассмотреть и случаи, когда наступает уголовная ответственность, если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе. Если же мы говорим о тяжких повреждениях, то уголовная ответственность за сбитого пешехода может быть выражена в одном из следующих видов:
- принудительные (или же обязательные) работы на срок до 2 лет
- ограничение свободы — до 3 лет
- арест в административном порядке — до полугода
- лишение свободы (общий режим) — до 3 лет
В отдельных случаях, к основному виду санкций может быть добавлено и лишение прав на срок до 3 лет. Если в рамках этого же примера рассматривать происшествие с летальным итогом, то наказание за таковое будет выражено в следующем виде:
- до 4 лет принудительных работ
- до 7 лет (общий режим) лишение свободы
- права конфискуются в обязательном порядке
Наиболее часто, если водитель сбил пешехода насмерть, ответственность выражается не в принудительных работах, а именно в реальном наказании в форме лишения свободы.
Наезд на пешехода вне перехода
Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД. Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП. Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.
Порядок действий при ДТП с пешеходом
Первое правило – это не оставлять место происшествия. В противном случае, как уже говорили выше, за это может быть применена отдельная ответственность вплоть до лишения прав.
Если пешеходу были причинены телесные повреждения, то сразу нужно оказать первую медицинскую помощь, воспользоваться аптечкой и другими подручными средствами. Одновременно следует вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД.
А также нужно проконтролировать составление схемы ДТП и взять данные у всех свидетелей, которые находились рядом. Не помешает сфотографировать и место аварии с разных ракурсов. Тогда все эти доказательства помогут на следствии или в ходе судебных разбирательств.
Нужно контролировать и ход проведения экспертиз, а при необходимости настаивать на ней. Без заключения специалиста, невозможно установить реальную картину событий и степень телесных повреждений у пешехода.
Комментарий эксперта
Селиванов Александр Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.
Задайте вопрос
Когда водитель наехал на пешехода, и не не знает что делать, то нелишним будет вызвать на место автоюриста. Он подскажет порядок действий и проследит за тем, чтобы все материалы были оформлены по установленной процедуре. Кроме того, юридическая поддержка не помешает впоследствии.
Пешеход сбит по своей вине
При этом для пешехода также наступает ответственность, но есть также и права. Водитель в такой ситуации по-прежнему будет отвечать по закону, независимо от наличия вины. Для пешехода все ясно: нарушил Правила – оплачивай ущерб автомобилю. Но почему водитель должен отвечать, если не виноват?
Это описано в Гражданском кодексе в статье 1079. Она определяет автомобиль в качестве средства повышенной опасности. А водитель становится ее источником. ГК также устанавливает, что водитель, независимо от виновности, должен возместить нанесенный ущерб.
Исключением будут два условия:
- Пешеход намеренно пошел на автомобиль.
- ДТП произошло из-за непреодолимой силы.
Источниками повышенной опасности являются водители:
- автомобилей, которые сбили пешехода;
- велосипедов.
Что говорит судебная практика о ДТП на пешеходном переходе
Так как ДТП на регулируемых и нерегулируемых переходах случается часто, судебная практика по таким делам разнообразна. Приведу для примера 2 случая.
Случай 1. Кузнецов возвращался из деревне в город и на плохо освещенной улице на нерегулируемом пешеходном переходе сбил — Антипину, которая от полученных повреждений скончалась на месте. В суде мужчина пояснил, что не заметил Антипину, так как она была в темной одежде на темной улице, а в момент приближения к “зебре” (которую также не видел) его ослепила навстречу движущаяся машина.
Мужчина сразу признал свою вину и оплатил похороны (100 тыс. руб.) и дал дочери погибшей 100 тыс. руб. на месте.
В суде также выяснилось, что погибшая женщина передвигалась медленно из-за травмы коленных суставов и страдала близорукостью.
Суд признал Кузнецова виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 8 месяцев (по ч. 4 ст. 264 УК) и запрета управлять ТС на срок до 3 лет. В связи со смягчающими обстоятельствами (раскаяние, несовершеннолетний ребенок, помощь пострадавшим) наказание признали условным. Потерпевшим сыну и дочери погибшей Кузнецов обязан выплатить по 300 и 200 тыс. руб.
Случай 2. Исаев в пьяном состоянии за рулем своей машины проехал на красный свет и на пешеходном переходе сбил Осипова. Свидетели вызвали сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Пострадавший скончался по пути в больницу. За наезд со смертельным исходом суд приговорил Исаева к 5 годам лишения свободы — по ч. 4 ст. 264 УК.
Что делать, если пешеход предлагает “договориться на месте”
“Плати мне 10 тысяч и забудем, что произошло”, — сказал пешеход после того, как его сбил Николай. Водитель торопился и не хотел ждать ГИБДД, скорую. Тем более наезд был незначительным (Николай вовремя начал тормозить и немного задел мужчину) — пострадавший твердо стоит на ногах и выглядит вполне здоровым.
С одной стороны, водителю проще урегулировать конфликт самостоятельно. Но кто даст гарантию, что пешеход на следующий день не отправится в больницу в связи с ухудшением состояния и не потребует дополнительную компенсацию? Если дело дойдет до суда, что водителю будет сложно доказать, что он не скрылся с места ДТП.
Смотрите по ситуации. Если повреждения действительно не вызывают опасений и пострадавший сам требует урегулировать проблему сразу, то возьмите расписку о том, что он не имеет к вам претензий.
Когда сталкиваются человек и авто, в результате меньше всегда страдает машина. Как правило, это маленькая вмятина либо вовсе отсутствие следов. Однако, этого нельзя сказать о пешеходах. В некоторых ситуациях причиненный вред довольно тяжелый либо человек умирает. Может быть и так, что причиненные повреждения минимальны, тогда вопрос можно решить мирным путем и не вызывать сотрудников ГИБДД. Это сделать можно при условии, что согласны обе стороны. Происходит на практике такое нечасто. Тогда автовладелец может отвечать за допущенное нарушение. Грозит ему несколько видов мер.
Лояльной будет разновидность, закрепленная в гражданском законодательстве. Независимо чья вина имеет место в случившемся – оплата лечения ложится на плечи владельца машины. Это же касается имущества, которое пострадало и прочих вещей. Исключением из правила будет обращение в суд и установление, что причиной наезда стала непреодолимая сила либо умысел пострадавшей стороны. Случается, когда лицо намеренно бросается под машину.
Среднее значение присуще административному виду мер. Если человеку причинен средний вред здоровью — по решению судебного органа производится выплата штрафа. Размер санкции варьируется от 2,5 до 25 тысяч рублей. Кроме того, автомобилиста лишат документа, который наделяет его правом управлять авто. Срок равен от 12 до 24 месяцев.
Самым строгим видом ответственности называют уголовную. Сотрудники ГИБДД проводят проверочные мероприятия по нескольким факторам. В частности, проверяют, мог ли автомобилист избежать столкновения. Касается это каждого конкретного случая в индивидуальном порядке. Проверке подлежит, имело ли место нарушение установленных правил. Проверят и исправность авто в техническом плане. Выяснить следует последствия, которые наступили для здоровья пострадавшей стороны.
К ответственности автолюбителя привлекут после того, как проведут все необходимые в этом направлении проверки. Может возникнуть и такое, что устанавливается отсутствие виновности водителя в случившемся. Тогда не применяются меры ответственности. Если вред оценивается тяжелым либо лицо скончалось от полученного удара – водитель отвечает в пределах УК. Оценивать, как тяжелый вред будет то, что человек находится в предсмертном состоянии либо долгое время не сможет работать.
Наказание для пешехода
Что касается пешехода, то за нарушения правил ПДД он должен будет заплатить штраф 1 000 рублей согласно ст. 12.30 КоАП:
«1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, …, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».
Также согласно ст. 1064 ГК РФ пешеход вроде как обязан возместить ущерб водителю, если возникли повреждения автомобиля:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
Но на практике это происходит крайне редко и суд редко обязывает пешехода выплачивать компенсацию водителю.
Что делать водителю, чтобы доказать свою фактическую невиновность
Если водитель не виновен в создании аварийной ситуации и сбил пешехода по вине самого пешехода, это ещё нужно доказать. Мы советуем:
1. Ни в коем случае не убегать и не оставлять место происшествия! Это только усугубит ситуацию
2. Максимально быстро оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую
3. Вызвать ГИБДД для оформления аварии
4. Максимально быстро, не дожидаясь приезда всех служб, зафиксировать на фото и видео все обстоятельства происходящего, собрать данные о свидетелях
Совсем хорошо, если в наличии будет запись с видеорегистратора.
Удачи на дорогах!
А тем, кто только собирается учиться водить автомобиль — приходите к нам в автошколу. Вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю!
Уголовное наказание за наезд на пешехода
Уголовная ответственность наступает, если пешеход получил тяжелые телесные повреждения или имеет место летальный исход. Сроки возможного лишения свободы отличаются в зависимости от обстоятельств:
- При тяжком вреде здоровью УК РФ в ст. 264 предусматривает до двухгодичного лишения свободы или арест до 6-ти мес.
- За то же нарушение в состоянии опьянения согласно п. 2. той же статьи УК предусматривается лишение свободы сроком уже до 4 лет.
- Гораздо более тяжелые последствия возникают, когда водитель сбил насмерть человека, что грозит согласно положениям той же статьи УК до 5-ти лет лишения свободы. Причинение смерти в состоянии опьянения грозит водителю 7-ю годами лишения свободы.
- Смерть двух и более лиц по неосторожности в результате данного ДТП грозит виновному семилетним сроком заключения. В состоянии опьянения виновник будет наказан лишением свободы сроком от 4-х до 9 лет.