Корректируют правила расчета и уплаты утилизационного сбора
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Корректируют правила расчета и уплаты утилизационного сбора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Способы исполнения расширенных обязательств для производителей и импортеров на территорию Республики Казахстан
Производители и импортеры на территории Республики Казахстан имеют право исполнять расширенные требования в сфере утилизационного сбора следующими способами:
- Использование собственной системы сбора, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, транспортировки, подготовки к повторному использованию и сортировки. Но следует учесть, что данный способ не распространяется на производителей и импортеров кабельной продукции и легкого, грузового автомобильного транспорта;
- Составление договора с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки и переработки. Подачи заявки согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных правительством РК с последующим внесением на банковский счет оператора денег в виде утилизационного платежа.
Как вернуть утилизационный сбор
В редких случаях бывает, что новый владелец производит уплату утилизационного взноса на прицеп, по которому данная уплата была проведена ранее. В этом случае плательщику необходимо обратиться:
- в ФНС – прицеп отечественного производства;
- таможенный орган – прицеп был импортирован на территорию РФ.
При обращении потребуется предоставить следующие документы:
- заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств и (или) шасси (Приложение № 4 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора);
- копию паспорта плательщика;
- копию и оригинал ПТС;
- платёжный документ, являющийся основанием утилизационного взноса;
- документ, на основании которого уплаченный утилизационный сбор должен быть признан ошибочно взысканным.
В течение 30 дней после предоставления документов ФНС или таможенным органов будет принято решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора или об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. За возвратом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора необходимо обратиться в течение трёх лет с дня проведения уплаты. Возврат денежных средств производится на банковский счёт плательщика без учёта индексации.
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Утилизационный сбор в Беларуси
Утилизационный сбор в Беларуси оплачивают при ввозе автомобиля из-за границы, вне зависимости от того, из какой страны привезена машина. Полученные от граждан РБ средства поступают в государственный бюджет и направляются на утилизацию неэксплуатируемых автомобилей. В Беларуси утилизационный сбор был введен в марте 2014 года. Согласно вступившему в силу указу, данный сбор должны быть уплачен за каждое ввезенное авто. Исключение составляют машины, производимые в Беларуси, автомобили старше 30 лет с полностью оригинальными запчастями (двигатели, кузов) и не предназначенные для коммерческого использования. Оплачивать сбор должны все граждане Беларуси, причем как физические, так и юридические лица, от выплат освобождаются только беженцы, сотрудники дипломатических организаций и консульств, а также международных организаций и некоторых иностранных подданных.
Кто освобождается от уплаты
От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:
- ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должен быть установлен оригинальный двигатель, рама и кузов.
- Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
- Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
- В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.
Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Объектом обложения утилизационным сбором признается транспортное средство:
1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;
2. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
3. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;
4. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
5. ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
Объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство:
1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;
2. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь.
Для целей настоящей главы под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN);
3. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством;
4. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси в Республике Беларусь уплачен утилизационный сбор;
5. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси и отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь;
6. зарегистрированное до 1 марта 2014 года на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;
4.7. выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 года.
С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.20 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 года № 437», где был уточнен перечень видов и категорий транспортных средств, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.
Размеры ставок и расчет утилизационного сбора
Новой редакцией постановления ставки утилизационного сбора установлены в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
· Не более 3 лет;
· От 3 до 7 лет;
· Более 7 лет
Документом также установлены ставки для таких категорий транспортных средств как грузовые автомобили, самосвалы, предназначенные для работы в условиях бездорожья, автобусы, прицепы и полуприцепы.
Ставки для физических лиц на утилизационный сбор от 01.01.2022 для легковых авто, ввозимые для личного пользования:
Дата выпуска автомобиля |
Ставка для легкового автомобиля для физлиц |
Не более 3 лет |
544,5 BYN |
Старше 3 и не старше 7 лет |
816,7 BYN |
Старше 7 лет |
1225,1 BYN |
Какие транспортные средства освобождается от уплаты
Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.
В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:
- произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
- переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
- переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
- ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.
Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:
- ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
- задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.
Сбор по утилизации – важные моменты при покупке
Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.
Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:
- ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
- Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.
Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора
В соответствие с п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в следующих случаях:
- прицеп ввезён на территорию Российской Федерации лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, участниками Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
- прицеп ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
- прицеп ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит сотруднику (членам семьи) дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
- прицеп выпущен более тридцати лет назад, не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный кузов и (при наличии) раму и сохранён или отреставрирован до оригинального состояния.
Перечень плательщиков определен в пункте 3 статьи 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В их число входят лица, которые:
1. Осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
2. Осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации.
3. Приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24-1 данного закона (приводятся ниже) или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
4. Являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24-1 (приводится ниже), при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.
Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения коэффициента, применяемого к базовой ставке. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2021 года.
Исчисление и уплата сбора крупнейшими производителями
По новым правилам крупнейшим производителям колесных транспортных средств и (или) шасси (признанным таковыми и включенным в специальный реестр крупнейших производителей) предоставлена возможность проставлять на бланке паспортов, оформленных на ТС, отметку об уплате утилизационного сбора самостоятельно.
Кого могут признать крупнейшим производителем?
Порядок признания плательщика утилизационного сбора крупнейшим производителем утвержден Приказом Минпромторга РФ от 13.01.2014 № 6. Крупнейшим производителем могут признать организацию, отвечающую одному из следующих критериев:
1) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G:
- в режиме промышленной сборки;
- в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны;