203. Штраф за езду с прицепом. Нужна ли категория ВЕ?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «203. Штраф за езду с прицепом. Нужна ли категория ВЕ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае если у вас в микроавтобусе установлены только 3 сидения, вместо 9, наступает спорная ситуация. Ведь фактически у вас нет 8 мест для сидения, как написано в законе. Все зависит от того, что написано в документах на автомобиль. При прохождении ТО должна устанавливаться классификация транспортного средства. Именно она определяет к автобусу относить ваш транспорт или к легковому авто. Без категории Д вы можете водить его, если количество мест не написано. Если при проверке документов вам выписали штраф, вы можете обжаловать его в суде.
Если нет нужной категории
Если у автомобилиста нет права управлять легковой машиной с прицепом, ему грозит штраф от 5000 до 15000 рублей (ст. 12.7 КоАП РФ).
Категория прав зависит от массы прицепа:
- До 750 кг – B;
- >750 кг, авто с прицепом весит не больше 3,5 тонн – BЕ (для этой категории нужен стаж вождения – не менее 1 года и отсутствие мед. противопоказаний);
- >750 кг, авто с прицепом весит больше 3,5 тонн – СЕ, DE, C1E, D1E (для этих категорий нужен стаж – более 3х лет, возраст старше 21 года и отсутствие мед. противопоказаний).
Знак движение с прицепом запрещено
В правилах дорожного движения предусмотрен знак, который запрещает движение с прицепом:
3.7 «Движение с прицепом запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.
Обратите внимание, в данном случае речь также идет о типе транспортного средства (грузовик или трактор), а не о категории транспортного средства.
То есть данный знак запрещает движение:
- Любых грузовиков (категорий B, C) с прицепами.
- Любых тракторов с прицепами.
- Буксировку механических транспортных средств.
Знак не запрещает движение легковых автомобилей или автобусов с прицепами.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем. 3.2. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача. 3.3. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека: водитель; лицо, производящее сцепку; лицо, координирующее их работу. 3.4. В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю. 3.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что: — соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке; — борта закрыты; — седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны; — передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло. 3.6. При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения. 3.7. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки. 3.8. До того, как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение. 3.9. Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания. 3.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего. 3.11. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке – не более 4 м. 3.12. Буксировка запрещается: — транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки); — двух и более транспортных средств; — транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки; — в гололедицу на гибкой сцепке. 3.13. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля. 3.14. При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля. 3.15. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса. 3.16. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.
Категории водительских прав для перевозки прицепа
Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:
Категория | Прицеп который можно буксировать |
В | 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или 2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и РММ состава не превышает 3500 кг. |
BE | любые прицепы |
С | РММ до 750 кг |
СE | любые прицепы |
D | РММ до 750 кг |
DE | любые прицепы |
Уменьшение штрафных санкций
Водители часто спрашивают не только, какое взыскание за движение без категории Е предусмотрено законодательством, но и как снизить предстоящие расходы. Ведь после выписки уведомления о взыскании автомобилисты должны расстаться с довольно большой суммой денег.
Кодекс об административных правонарушениях разрешает избежать эвакуации авто на штраф-площадку, соответственно, снизить и расходы. Но для этого провинившийся водитель должен вызвать кого-то из членов семьи или друзей, у кого открыта категория Е для управления транспортным средством с прицепом. В том случае, если знакомый успеет приехать на место правонарушения до приезда эвакуатора, то он может сесть за руль автомобиля и самостоятельно отогнать его на стоянку, паркинг или гараж. Такой способ является единственным, позволяющим реально избежать дополнительных трат, связанных с нарушением административного законодательства и правил дорожного движения. Провинившемуся автомобилисту придется заплатить только выписанный штраф и комиссию за него (если это предусмотрено банковскими услугами).
Уменьшение штрафных санкций
Водители часто спрашивают не только, какое взыскание за движение без категории Е предусмотрено законодательством, но и как снизить предстоящие расходы. Ведь после выписки уведомления о взыскании автомобилисты должны расстаться с довольно большой суммой денег.
Кодекс об административных правонарушениях разрешает избежать эвакуации авто на штраф-площадку, соответственно, снизить и расходы. Но для этого провинившийся водитель должен вызвать кого-то из членов семьи или друзей, у кого открыта категория Е для управления транспортным средством с прицепом. В том случае, если знакомый успеет приехать на место правонарушения до приезда эвакуатора, то он может сесть за руль автомобиля и самостоятельно отогнать его на стоянку, паркинг или гараж. Такой способ является единственным, позволяющим реально избежать дополнительных трат, связанных с нарушением административного законодательства и правил дорожного движения. Провинившемуся автомобилисту придется заплатить только выписанный штраф и комиссию за него (если это предусмотрено банковскими услугами).
Фонарь «Автопоезд» при буксировке прицепа
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
«Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
Фонари автопоезд устанавливаются только на следующих типах транспортных средств:
- на грузовиках с прицепами (независимо от категории);
- на колесных тракторах тяжелее 1 400 кг с прицепами;
- на сочлененных автобусах;
- на сочлененных троллейбусах.
Какие существуют категории
В современных правах есть категорий и подкатегорий (ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Их общее количество 16 единиц.
Категория/вид/состав ТС | подкатегория | Описание ТС | Минимально допустимая категория в водительских правах |
«М» | Скутеры, мопеды объемом двигателя не более 50 см3 | Если есть любая открытая категория | |
«А» | Мотоциклы | «А» | |
«А1» | Мотоциклы объемом двигателя не более 125 см3 | «А» | |
«В» | Легковой автомобиль или легковой автомобиль с прицепом, масса которого не более 0,75 т. или легковая машина с прицепом, общая масса которых не превышает 3,5 т. | «В» | |
«В1» | Трициклы и квадрициклы с авторулем и посадкой | «В» | |
«В1» | Трициклы и квадрициклы с мотоциклетным рулем и посадкой | «А» | |
«ВЕ» | Легковой транспорт с прицепом, масса которого больше автомобиля, или общая масса состава более 3,5 т. | «ВЕ», либо «В» + «Е» | |
«С» | Грузовики или грузовики с прицепом, вес которого менее 0,75 т. | «С» | |
«С1» | Грузовики массой не более 7,5 т или грузовик с прицепом весом 0,75 т | «С» | |
«СЕ» | Грузовик с прицепом, масса которого больше 0,75 т. | «СЕ» или «С» + «Е» | |
«С1Е» | Грузовик с прицепом, который весит не более грузовика, а общая масса состава не более 12 т. | «СЕ» или «С» + «Е» | |
«D» | Автобусы с числом сидений для пассажиров более 8 или такие автобусы с прицепом массой менее 0,75 т. | «D» | |
«D1» | Автобусы, у которых количество мест для пассажиров не более 16 или такой автобус с прицепом весом не более 0,75 т. | «D» | |
«DЕ» | Автобусы (с посадочным количеством пассажирских мест более 8) с прицепом более 0,75 т. | «D» или «D» + «Е» | |
«D1Е» | Автобус с посадочными местами не более 16 мест в составе с прицепом, масса которого не больше самого автобуса. При этом общая масса состава не превышает 12 т. | «D» или «D» + «Е» | |
«Tm» | Трамвай | «Tm» | |
«Tb» | троллейбус | «Tb» |
Что грозит за управление автомобилем с прицепом без категории
На сегодняшний день использовать прицепное устройство автомобилист может благодаря литере Е, присоединенной к соответствующему типу разрешения: Б, С или Д. Казалось бы, проблем возникать не должно, однако именно применение прицепа вызывает наибольшее количество споров между водителями и сотрудниками ГИБДД.
Например, владелец прав с отметкой B имеет возможность осуществлять грузоперевозки с помощью соответствующего устройства, если его вес не превышает 750 кг и не является тяжелее самого автомобиля. А вот в случае, когда устройство тяжелее машины, но суммарно его вес вместе с авто не выше 3,5 тонн, могут возникнуть разногласия. Если нет открытой подкатегории ВЕ, инспектор, скорее всего, зафиксирует нарушение.
На вопрос, сколько предстоит заплатить за использование прицепа без соответствующей отметки в правах, отвечает Административный кодекс. Как и в случае управления ТС совсем без водительского удостоверения, за использование прицепа без разрешения с литерой Е предстоит заплатить штраф в размере 5-15 тысяч рублей.
Нужна ли при буксировке категория «Е»
Обнаружив массу жарких споров на счет необходимости категории «Е» для буксировки другого транспортного средства, мы решили посвятить этому вопросу целую статью и разъяснить автолюбителям как будет правильно.
Мы предлагаем поставить окончательную жирную точку в данном вопросе. Для этого необходимо разобраться в законодательных терминах, понятиях и определениях.
В данной статье мы затронем вопросы буксировки наземных транспортных средств по дорогам общего пользования. Буксировку воздушных и водных судов мы оставим на разрешение соответствующих специалистов и сообществ.
Понятие буксировки не содержится ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации, однако по смыслу законодательства регулирующего отношения в области безопасности дорожного движения, к ней относится совокупность мероприятий по перемещению одного транспортного средства под действием усилия другого транспортного средства.
Буксировка по дорогам подразделяется на буксировку механического транспортного средства и обычного транспортного средства (прицепа).
В чем выражается нарушение
Каждой категории и подкатегории соответствует свой тип/состав транспорта.
Нарушение определяется простым сопоставлением данных о категории машины (указывается отдельной строкой в СТС) и сведениями в водительском удостоверении шофера. Если имеется несоответствие, то нарушение налицо.
Многие думаю, что если имеется допуск к более сложному типу транспорта, то более простым можно управлять по умолчанию (без дополнительных разрешений). Это не верно.
Исключением является передвижение на мопеде, скутере. Достаточно иметь любую категорию в правах (даже если нет самой «М»).
Еще одно исключение — учебная езда, организованная на автомашине с соответствующей символикой и оборудованием, а также под компетентным контролем наставника.
Но не все так однозначно. Существуют еще множество спорных ситуаций.
Можно ли избежать наказания
Практика показывает, что избежать штрафных санкций при нарушении правил вождения транспортных средств по основным категориям не получится. Нельзя садиться за руль легковушки, имея в кармане права с отметкой А, или управлять мини-автобусом, оборудованным 10-ю пассажирскими сидениями, если в правах отсутствует разрешение типа Д.
Попробовать избежать ответственности можно лишь в спорных случаях с использованием прицепа, поскольку нередко инспекторы ГИБДД требуют наличия в правах литеры Е, даже если необходимости в ее получении нет.
Планируя садиться за руль транспортного средства, следует помнить, что каждое из них имеет свои особенности в строении и управлении. Именно с целью повышения безопасности на дорогах была разработана классификация разрешений. Поэтому навыки вождения ТС соответствующей категории помогут избежать аварий, а также временных и финансовых потерь.
Как не допустить занос
Чтобы избежать заноса, нужно отталкиваться не только от соблюдения скорости движения машины с прицепом. Есть несколько правил, которые помогут не допустить подобных ситуаций.
Когда следует поворот или изгиб на дороге, сильно прижиматься к левому краю своей полосы движения нельзя. В противном случае есть вероятность, что прицеп сложится пополам. В итоге на машине появятся вмятины, деформируется крыло, груз потеряется.
При повороте в составе автопоезда дуга становится больше. Увеличивается ширина дуги поворота. Выполняя левый поворот, старайтесь двигаться по дуге немного правее. Если это правый поворот, тогда левее. При заносе прицеп попросту опрокидывается.
Самой популярной ошибкой начинающих водителей, которые только начали ездить с прицепом, является неправильное использование педали тормоза. Многие из них тормозят прямо в повороте. Это серьёзная ошибка. В поворот всегда нужно входить на стабильной скорости, которую сбрасывают ещё до начала манёвра. В противном случае прицеп будет двигаться по инерции и уведёт машину в другую сторону.
Фонарь «Автопоезд» при буксировке прицепа
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
«Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
Фонари автопоезд устанавливаются только на следующих типах транспортных средств:
- на грузовиках с прицепами (независимо от категории);
- на колесных тракторах тяжелее 1 400 кг с прицепами;
- на сочлененных автобусах;
- на сочлененных троллейбусах.