Общий список принятых Рекомендаций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общий список принятых Рекомендаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала напомним, что к документам бухучета по новому ФСБУ относятся первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Документы бухучета составляются на русском языке. Если на иностранном языке, то его необходимо построчно перевести.
Для чего нужна отчетность?
Промежуточная отчетность – это так называемый «бонус», который показывает заинтересованным лицам полную картину работы компании. С ее помощью можно увидеть финансовое состояние и ликвидность организации. Фирма вправе сама определить набор раскрываемых данных: МСФО 34 не запрещает показывать больше информации помимо обязательных данных, которые указаны в пунктах 8 и 9 этого стандарта.
Самое главное, что нужно отразить в отчетности, – операции, которые значительно повлияли на финансовое положение компании с даты последней годовой отчетности (п. 15 МСФО (IAS) 34). Сюда можно включить результаты судебных дел, списание запасов, признание убытка, исправление ошибок предыдущего периода и т. д. Очевидно, что в промежуточном отчете нет смысла, если таких факторов не было либо они не повлекли за собой существенных изменений работы компании. Таким образом, промежуточная отчетность – это дополнительный способ показать инвесторам свои достижения, доказать финансовую стабильность, что становится особенно актуальным для предприятий с сезонной активностью.
Рекомендация Р-4/2008-КпР «Изменение ставки по налогу на прибыль»
Рассчитывают налог на основе дохода от деятельности организации. Конечная сумма получается после всех вычетов, льгот и скидок.
Доходы — это общая выручка организации от основной деятельности и всех дополнительных. При расчёте доходы учитываются без НДС и акцизов.
Источником доходов может быть реализации товаров, работ и услуг. Но есть и внереализационные доходы, которые не указаны в ст. 249 НК РФ. Внереализационные доходы — это, например, сдача помещения в аренду или получение процентов от банковских вкладов.
Расходы — это все затраты организации, которые подтверждены документально. Как и доходы, они могут быть реализационными и внереализационными. Первые связаны с производством и реализацией продукции, услуг и работ. Вторые не связаны с ними напрямую — это, опять же, могут быть проценты, но в этот раз не по вкладам, а по кредитам. Внереализационные расходы перечислены в ст. 265 НК РФ.
Реализационные расходы могут быть как прямыми, так и косвенными. К прямым относят материальные расходы, суммы амортизации по основным средствам и расходы на оплату труда работников. Косвенные реализационные расходы — это все затраты, не относящиеся к прямым.
Расчёт производится на основе доходов и расходов по итогам отчётного периода. В случае с налогом на прибыль отчётным периодом является один календарный год.
Вычислять сумму налога можно двумя различными способами. При использовании метода начисления даты признания доходов/расходов не зависят от фактических дат поступления средств и оплаты расходов, а признаются в отчётном периоде. При использовании кассового метода признаются фактические даты доходов / расходов.
Формула для расчёта выглядит следующим образом:
Налог на прибыль = Налоговая база × Ставка налога
Налогоплательщик должен самостоятельно составить расчёт налоговой базы в соответствии со cт. 315 НК РФ. Расчёт должен включать в себя:
- Период определения налоговой базы.
- Сумма доходов от реализации.
- Сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации.
- Прибыль (убыток) от реализации.
- Сумма внереализационных доходов.
- Сумма внереализационных расходов.
- Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
- Итого налоговая база за отчётный период.
Из налоговой базы нужно вычесть сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном ст. 283 НК РФ.
Важно: для разных основной и всех специальных ставок налоговая база определяется отдельно.
Как уже было сказано выше, промежуточная отчетность позволяет показать инвесторам и собственникам реальное положение дел в компании. Раскрыть такую информацию с налоговой стороны поможет эффективная ставка по налогу на прибыль. Расходы по налогу на прибыль признаются в каждом промежуточном периоде на основании наилучшей расчетной оценки средневзвешенной годовой ставки налога на прибыль, ожидаемой за полный финансовый год. Об этом говорится в пункте 30 МСФО (IAS) 34.
Амортизация автотранспортных средств. Сложные ситуации. ПБУ 18/02
В Налоговом кодексе перечислены условия, когда прибыль КИК не подлежит налогообложению в РФ. В частности, прибыль КИК не облагается в России при соблюдении следующих условий (подп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ):
- иностранная организация находится в государстве, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения;
- эта страна обеспечивает обмен информацией с российскими налоговыми органами;
- эффективная ставка налога на доходы (прибыль) для иностранной организации по законам соответствующего государства составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в России.
См. также «Что такое контролируемые иностранные компании?».
Как уже было сказано выше, промежуточная отчетность позволяет показать инвесторам и собственникам реальное положение дел в компании. Раскрыть такую информацию с налоговой стороны поможет эффективная ставка по налогу на прибыль. Расходы по налогу на прибыль признаются в каждом промежуточном периоде на основании наилучшей расчетной оценки средневзвешенной годовой ставки налога на прибыль, ожидаемой за полный финансовый год. Об этом говорится в пункте 30 МСФО (IAS) 34.
Справочно
Эффективная ставка по налогу на прибыль – это экспресс-анализ, который позволяет не только выявить проблемы компании, но и определить качество работы сотрудников, отвечающих за учет налогообложения.
Этот показатель применяется в международных компаниях, а также иностранных организациях, работающих в России, так как признается международными стандартами. У иностранных компаний, развивающих свой бизнес на территории РФ, эффективная ставка по налогу на прибыль необходима для проверки сопоставимости системы российского налогообложения с правилами МСФО в компаниях, которые выходят на международный рынок, для проверки доходов иностранных компаний, сопоставления размера налоговой нагрузки, действующей на территории РФ и другой страны. Эффективная ставка по налогу на прибыль помогает также упростить работу ФНС с такими организациями, так как существуют разные определения прибыли для российских компаний и для зарубежных, что может не всегда приводить к правильному формированию прибыли и налоговой нагрузки.
Кроме перечисленного, эффективная ставка по налогу на прибыль помогает уменьшить налоговую базу предприятия.
Данный показатель также применяется, когда часть дохода фирмы не облагается налогом или доход облагается налогом по разным ставкам. Это может быть связано с различиями в бухгалтерской и налоговой прибыли, дополнительными льготами и т. д. При таких условиях эффективная ставка будет отличаться от установленной налоговым законодательством. Однако важно помнить, что все различия с нормативной налоговой ставкой необходимо разъяснять сотрудникам компании, отвечающим за отчетность. Например, эффективная ставка за полугодие может оказаться равной ожидаемой эффективной ставке за год. Объяснить такое явление можно при помощи статистики прошлого года.
Понятие «эффективной ставки налога на прибыль» появилось в Налоговом кодексе с 1 января 2015 г. в связи внесением существенных изменений в порядок налогообложения прибыли иностранных организаций. Законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» в НК РФ введена новая глава 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица». Для того чтобы понять, что такое эффективная ставка, необходимо разъяснить, что такое контролируемые иностранные компании (КИК) и контролирующие лица.
Согласно ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной компанией является иностранная организация, которая не является налоговым резидентом РФ. Соответственно, российские налогоплательщики, доля участия которых в данных иностранных компаниях составляет 50% (с 2021 г. – 25%), называются контролирующими лицами.
См. также статью «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».
Смысл нововведений заключается в том, что прибыль КИК признается прибылью (доходом) контролирующего лица и подлежит налогообложению в России пропорционально доле владения российского налогоплательщика. Об этом сказано в п. 2 ст. 25.15 НК РФ.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний:
Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Если этот показатель для готовой отчетности невозможно оценить объективно, то можно использовать фактическую эффективную ставку, которую рассчитывают на базе реальной суммы налога с начала года до текущего времени. Это позволяет более точно оценить годовую ставку налога. Степень различия в учете расходов и доходов между бухгалтерским и налоговым учетами характеризуется размером эффективной ставки организаций.
В России существует несколько способов расчета эффективной ставки по налогу на прибыль.
Согласно МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», средняя эффективная ставка налога на прибыль – это результат деления расхода или дохода по налогу на прибыль на бухгалтерскую прибыль. Данный показатель обычно выражается в процентах:
ЭСНП = Сумма налога на прибыль / Величина прибыли до налогообложения × 100%
В Налоговом кодексе «эффективная ставка налога на прибыль» появилась в январе 2015 года. Это было связано с изменениями порядка налогообложения прибыли иностранных компаний. В НК РФ указано, что этот показатель определяется с использованием терминологии международного бухучета: ЭСНП иностранной организации – это сумма налога, удержанного с дохода, и налога на доходы, удержанного с прибыли, которая делится на сумму дохода иностранной компании. Сумма дохода определяется одним из следующих способов:
- по данным отчетности за финансовый год, которая составляется в соответствии с законом страны, на территории которой зарегистрирована компания;
- по правилам, установленным главой 25 НК РФ для налогоплательщиков – российских организаций (ст. 25.13-1 НК РФ).
ФНС использует метод, близкий к «налоговой нагрузке»: текущий налог делят не на прибыль, а на выручку.
Определять прибыль до налогообложения по РСБУ не всегда эффективно, так как полученные данные могут не в полной мере отражать реальную ситуацию. В связи с этим большинство компаний используют показатели прибыли по данным МСФО или управленческого учета.
В отличие от РСБУ (ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»), МСФО (IAS) 12 основывается на реальном учете настоящего положения дел предприятия. Ведь основные различия в принципах учета РСБУ и МСФО – это методы оценки активов и обязательств, а также соотнесение расходов и доходов с отчетным периодом. Применение данных стандартов может поменять положение компании в глазах пользователей отчетности. Выбор формата может сделать реальную картину более оптимистичной или, наоборот, негативной.
Пороговое значение прибыли КИК определяется по данным ее финансовой отчетности, составленной либо по местному стандарту (если такой предусмотрен), либо по МСФО. Если стандарт НЕ установлен — применение МСФО является обязательным (например, для всех оффшорных компаний). Общие вопросы правового регулирования — описаны на странице Налогообложение прибыли КИК департамента МНП.
Прибыль КИК отражается в разделе STATEMENT OF PROFIT AND LOSS (или STATEMENT OF COMPREHENSIVE INCOME), в строчке «PROFIT BEFORE TAX». Показатель прибыли в валюте необходимо умножить на средний курс конкретной валюты к российскому рублю за отчетный год — п.12 Письмо Минфина РФ от 10 февраля 2021 г. №03-12-11/2/7395. При этом, для целей сравнения с пороговым значением необходимо учитывать показатель прибыли всей компании (а НЕ пропорционально доле участия в ней контролирующего лица).
Средние курсы и эквиваленты 10 млн руб. в валютах: 2017 г.: 10 млн руб. /58,3086 (курс USD) = USD 171.502 10 млн руб. /65,8714 (курс EUR) = EUR 151.811 10 млн руб. /75,1115 (курс GBP) = GBP 133.135
2018 г.: 10 млн руб. /62,6906 (курс USD) = USD 159.514 10 млн руб. /73,9628 (курс EUR) = EUR 135.203 10 млн руб. /83,6126 (курс GBP) = GBP 119.599
2019 г.: 10 млн руб. /64,6625 (курс USD) = USD 154.650 10 млн руб. /72,4101 (курс EUR) = EUR 138.102 10 млн руб. /82,5539 (курс GBP) = GBP 121.133
ВАЖНО! При определении прибыли КИК не учитываются следующие доходы (расходы) — п.3 ст.309.1 НК РФ:
- в виде сумм от переоценки и (или) обесценения долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости, произведенных в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности, признанных в составе прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании до налогообложения;
Указанный выше пункт применяется на практике, в случае если КИК владеет портфелем ценных бумаг. В соответствии с МСФО прибыль от переоценки портфеля («net fair value gain») на конец года включается в показатель PnL, НО не должна учитываться при определении показателя прибыли КИК. Т.е. для целей сопоставления с пороговым значением из показателя PnL можно вычесть показатель «net fair value gain». И уже получившееся число пересчитывать по курсу в рубли для целей сравнения с порогом в 10 млн руб.
Помимо этого при определении прибыли КИК также НЕ учитываются следующие доходы (расходы):
- в виде сумм доходов от реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов (исключен с 09.11.2020 ФЗ от 09.11.2020 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации») и расходов, признанных при выбытии указанных активов в составе прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании до налогообложения (доход от реализации ценных бумаг подлежит корректировке в соответствии с п.3.1. ст .309.1. НК РФ, а именно при расчете показателя дохода /расхода из цены реализации вычитается историческая стоимость реализованной ценной бумаги, т.е. стоимость принятия ее к учету (если бумага была принята к учету до 2015 года — принимается ее стоимость на 01.01.2015), а не стоимость на начало фин периода с учетом переоценки как установлено МСФО).
- в виде сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании в соответствии с ее личным законом (учетной политикой этой компании для целей составления ее финансовой отчетности);
- в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов. При этом прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на суммы расходов, уменьшающих величину ранее сформированного резерва;
- в виде дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой КИК имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений ст. 312 НК РФ.
ВАЖНО! Для целей сопоставления прибыли КИК с пороговым значением НЕ учитываются убытки КИК предыдущих периодов.
ВАЖНО! Для целей сопоставления прибыли КИК с пороговым значением НЕ учитывается сумма распределенных дивидендов по итогам финансового года.
Указанное выше установлено п.22 и п.23 Письмо Минфина РФ от 10 февраля 2021 г. №03-12-11/2/7395. В показатель «profit and loss» данные цифры в соответствии с МСФО в любом случае не включаются.
Допустим, после произведенных расчетов стало очевидно, что прибыль компании превышает 10 млн руб. Далее необходимо оценить возможность применения льготы, освобождающей прибыль КИК от налогообложения. Одними из наиболее популярных льгот являются следующие:
- льгота по критерию «активной» деятельности , в соответствии с НК РФ считается любая деятельность, за исключением «пассивной», которая прямо указана в п.4 ст.309.1 НК РФ. К «активной» деятельности в частности, например, относится торговля. При этом, неважно, имеет ли Ваша компания какие-либо соглашения с РФ по налоговым вопросам (напр., СОИДН) — данную льготу может заявлять даже классическая оффшорная компания (Белиз, Сейшеллы, БВО и т.д.). Доля активных доходов, при этом, должна составлять не менее 80% от всех доходов компании — п.3 ст.25.13-1 НК РФ.
При заявлении данной льготы к Уведомлению о КИК необходимо приложить документы, подтверждающие заявленную льготу. Налоговым кодексом НЕ предусмотрен конкретный перечень таких документов, на практике такими документами могут являться:
- финансовая отчетность КИК с аудиторским заключением, в котором прямо указан вид деятельности КИК
- выписка с банковского счета КИК, из которой следует характер проводимых КИК сделок
- реестр договоров, заключенных КИК за необходимых отчетный период
- копии договоров (если однотипные — копия одного такого договора и сопроводительное письмо)
- любые иные документы, которые в совокупности прямо или косвенно подтверждают «активный» характер деятельности КИК
- льгота по критерию эффективной ставки местного корпоративного налога — применяется, если такая эффективная ставка составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль в РФ (п.п.3 п.1 ст.25.13-1 НК РФ). Для целей применения данной льготы необходимо, чтобы юрисдикция КИК имела с РФ соглашение по налоговым вопросам (например, СОИДН) и НЕ была включена в список стран, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ — п.7 ст.25.13-1 НК РФ.
Чтобы понять более точно, применима ли в каждом конкретном случае льгота по критерию эффективной ставки — необходимо произвести расчеты по формуле, приведенной в п.2 ст.25.13-1 НК РФ. При заявлении данного вида льготы к Уведомлению о КИК необходимо приложить соответствующий расчет. Дополнительно особенности применения данной льготы разъясняются в п.9 Письма Минфина РФ от 10 февраля 2021 г. №03-12-11/2/7395.
- иные льготы, освобождающие прибыль КИК от налогообложения, также установлены — п.1 ст.25.13-1 НК РФ: для КИК — некоммерческих организаций;
- для КИК, зарегистрированных в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдавии;
- для КИК, являющихся банками или страховыми организациями;
- для КИК, участвующих в проектах по добыче полезных ископаемых (при соблюдении определенных доп. условий);
- для КИК, являющихся операторами нового морского месторождения углеводородного сырья
Необходимо отметить, что сложность учета разниц во исполнение требований ПБУ «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 114н (далее — ПБУ 18/02), является одной из главных причин, по которой большинство бухгалтеров пытаются сблизить бухгалтерский и налоговый учеты. В ряде случаев сравнять бухгалтерский и налоговые учеты не всегда удается, поэтому на практике при организации и ведении учета основных средств (автотранспортных средств) и их амортизации возникает необходимость применять ПБУ 18/02. При этом нужно иметь в виду следующие основополагающие положения.
В случае изменения ставок налога на прибыль (с 24% на 20%) в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах величины ОНА и ОНО подлежат пересчету с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), то есть на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»6.
Уменьшение ОНА в связи с изменением ставки налога на прибыль следует произвести в межотчетный период путем корректировки сальдо по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 84 «Нераспределенная прибыль».
Уменьшение ОНО в связи с изменением ставки налога на прибыль следует произвести в межотчетный период путем корректировки сальдо по счетам 77 «Отложенные налоговые обязательства» и 84 «Нераспределенная прибыль».
Амортизационная премия, применение которой разрешено в п. 9 ст. 258 НК РФ, является методом, позволяющим, с одной стороны, единовременно уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, но с другой стороны, одновременно вызывающим расхождения между данными бухгалтерского и налогового учета, требующие применения ПБУ 18/02.
Фрагмент документа Пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ
В целях настоящей главы амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса.
Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса) за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) таких сумм.
Таким образом, если организация решила воспользоваться амортизационной премией и прописала в учетной политике размеры и порядок ее применения, а в соответствии с правилами налогового учета для основных средств, входящих в амортизационные группы с третьей по седьмую, величина амортизационной премии может составлять до 30% первоначальной стоимости (суммы расходов…
- Свежие
- Посещаемые
В 2021 продолжат действовать пониженные или нулевые ставки для отдельных субъектов экономической деятельности. Например:
- 0% – для сельхозпредприятий с долей выручки от выращивания, переработки и продажи сельхозпродукции не менее 70%;
- 0% – для лицензированных медицинских и образовательных учреждений со штатом не менее 15 сотрудников и с видами деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 917 от 10.11.2011;
- 0% – для организаций сферы социальных услуг для населения, зарегистрированных в реестре поставщиков таких услуг субъекта РФ при условии среднегодовой численности штата не менее 15 человек;
- 0% – для музеев, библиотек и театров, принадлежащих муниципальным образованиям или субъектам РФ;
- 0% – для участников региональных инвестиционных проектов;
- 13% – для организаций, получающих доходы в виде дивидендов от отечественных и зарубежных компаний или по акциям с депозитарными расписками;
- не более 13,5%– для компаний, работающих в рамках особых экономических зон, при условии, что они ведут отдельный учет доходов от деятельности на указанной территории и за ее пределами.
Полный перечень налогоплательщиков и предусмотренных для них ставок по налогу на прибыль приведен в ст. 284 НК РФ.
Общий список принятых рекомендаций
В соответствии с пунктом 7.1 ПБУ 1/2008 при наличии спорных вопросов, не имеющих однозначного решения в нормативных актах, организации должны самостоятельно вырабатывать соответствующие решения и закреплять их в своей учетной политике. Комитет по рекомендациям и отраслевые комитеты Фонда «НРБУ «БМЦ» работают над формированием и совершенствованием таких решений, опираясь на аналогичную международную практику и нормы МСФО. Рекомендации, принимаемые Фондом, представляют консолидированную позицию членов комитета по наиболее сложным и неурегулированным вопросам
- Рекомендация Р-130
/2021-ОК Лизинг «
Арендный и неарендный компоненты договора
» - Рекомендация Р-129/2021-КпР «Цифровые инструменты»
- Рекомендация Р-128/2021-ОК Связь/ОК Финсектор «Обесценение внутригрупповой дебиторской задолженности»
- Рекомендация Р-127/2021-КпР «Дистанционная инвентаризация»
- Рекомендация Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит основных средств»
- Рекомендация Р-125/2021-КпР «Групповая единица учета основных средств»
- Рекомендация Р-124/2021 — ОК Cвязь «Применение модели ожидаемых кредитных убытков цифровыми операторами связи»
- Рекомендация Р-123/2020-КпР «Отложенный налог на прибыль по полученным от собственников активам»
- Рекомендация Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства»
- Рекомендация Р-121/2020 — ОК Cвязь «Выявление неиспользуемых нематериальных активов»
- Рекомендация Р-120/2020-КпР «Активы, выявленные в результате инвентаризации»
- Рекомендация Р-119/2020 — ОК Лизинг «Продажа арендодателем права требования по договору финансовой аренды»
- Рекомендация Р-118/2020-КпР «Переклассификация дооцененных основных средств в долгосрочные активы к продаже»
- Рекомендация Р-117/2020-ОК ГДП/ОК Нефтегаз «Компенсационное лесовосстановление»
- Рекомендация Р-116/2020-КпР «Долгосрочные активы к продаже — определение»
- Рекомендация Р-115/2020 — КпР «Своевременность документального оформления фактов хозяйственной жизни»
- Рекомендация Р-114/2020 — КпР «Электронная отчетность»
- Рекомендация Р-113/2020 — КпР «Первичные учетные документы в условиях удаленной работы»
- Рекомендация Р-112/2020 — ОК Лизинг «Проценты от предоставления займов лизинговой компанией»
- Рекомендация Р-111/2020 — КпР «Объекты с низкой стоимостью в целях применения ФСБУ 25»
- Рекомендация Р-110/2019-КпР «Переход на новый порядок учета налога на прибыль с 2020 года»
- Рекомендация Р-109/2019-КпР «Регистр учета временных разниц»
- Рекомендация Р-108/2019-КпР «Резерв сомнительных долгов»
- Рекомендация Р-107/2019-ОК Маш «Обесценение незавершенного производства»
- Рекомендация Р-106/2019-КпР «Изменение модели оценки основных средств»
- Рекомендация Р-105/2019-КпР «Обесценение основных средств, по которым проводилась обязательная переоценка до 1999 года»
- Рекомендация Р-104/2019-ОК Лизинг «Курсовые разницы по чистой инвестиции в аренду»
- Рекомендация Р-103/2019-ОК НКО «Представление в бухгалтерской отчетности информации о финансировании»
- Рекомендация Р-102/2019-КпР «Порядок учета налога на прибыль»
- Рекомендация Р-101/2019-КпР «Оценка обязательств по налогам»
- Рекомендация Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности»
- Рекомендация Р-99/2018-ОК Лизинг «Доход от продажи предметов лизинга»
- Рекомендация Р-98/2018-ОК Нефтегаз «Добыча до подтверждения коммерческой целесообразности добычи»
- Рекомендация Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25»
- Рекомендация Р-96/2018-КпР «Профессиональное суждение»
- Рекомендация Р-95/2018-ОК Нефтегаз «Разведка после подтверждения коммерческой целесообразности добычи»
- Рекомендация Р-94/2018-ОК Нефтегаз «Налог на дополнительный доход»
- Рекомендация Р-93/2018-КпР «Поощрительные выплаты работникам, связанные с завершением строительства»
- Рекомендация Р-92/2018-КпР «Право пользования активом»
- Рекомендация P-91/2018-ОК Маш «Управленческие раcходы»
- Рекомендация Р-90/2018-ОК Нефтегаз «Отжиг нефти, попутного газа на этапе пробной эксплуатации»
- Рекомендация Р-89/2018-ОК Нефтегаз «Технологические остатки углеводородов»
- Рекомендация Р-88/2017-ОК Нефтегаз «Вывозные таможенные пошлины»
- Рекомендация Р-87/2017-КпР «Унификация учетной политики по ФСБУ и по МСФО»
- Рекомендация Р-86/2017-ОК ГДП «Долгосрочная руда и сырье»
- Рекомендация Р-85/2017-КпР «Катализаторы, ядерное топливо, спецоснастка с длительным сроком использования»
- Рекомендация Р-84/2017-КпР «Переклассификация основных средств в активы для продажи»
- Рекомендация Р-83/2017-ОК Сельхоз «Плодовые многолетние насаждения, полезащитные лесные полосы, коренное улучшение земель»
- Рекомендация Р-82/2017-КпР «Единицы учета основных средств в составе комплексных объектов»
- Рекомендация Р-81/2017-КпР «Незавершенные эксплуатируемые основные средства»
- Рекомендация Р-80/2017-КпР «Ноу-хау и патенты в составе оборудования»
- Рекомендация Р-79/2017-ОК Торг «Преференции от поставщиков»
- Рекомендация Р-78/2017-ОК Торг «Премии покупателям в розничной торговле»
- Рекомендация Р-77/2016-ОК НКО «Резерв сомнительных долгов по взносам на капитальный ремонт»
- Рекомендация Р-76/2016-ОК Нефтегаз «3D-модели месторождений»
- Рекомендация Р-75/2016-КпР «Присоединение»
- Рекомендация Р-74/2016-ОК Нефтегаз «Переквалификация материальных поисковых активов в нематериальные активы»
- Рекомендация Р-73/2016-КпР «Отчетность при реорганизации в форме преобразования»
- Рекомендация Р-72/2016-ОК Маш «Случаи признания выручки по степени готовности»
- Рекомендация Р-71/2016-КпР «Долговые затраты в последующие капвложения»
- Рекомендация Р-70/2016-ОК Нефтегаз «Геологическая информация» (в ред. от 2018-02-16)
- Рекомендация Р-69/2016-КпР «Долговые затраты в стоимости производимой продукции»
- Рекомендация Р-68/2016-КпР «Дополнительные финансовые вложения»
- Рекомендация Р-67/2016-КпР «Отложенный налоговый актив от убытка консолидированной группы налогоплательщиков»
- Рекомендация Р-66/2015-КпР «Вычитаемые из налога на прибыль сборы»
- Рекомендация Р-65/2015-КпР «Ставка дисконтирования»
- Рекомендация Р-64/2015-КпР «Фискальные санкции»
- Рекомендация Р-63/2015-КпР «Материальные ценности при ликвидации основных средств»
- Рекомендация Р-62/2015-КпР «Отражение фактов хозяйственной жизни по поступившим в следующем отчетном периоде первичным учетным документам»
- Рекомендация Р-61/2015-КпР «Курсовые разницы по инструментам хеджирования денежных потоков»
- Рекомендация Р-60/2015-ОК Связь «Приобретение IPv4-адресов на вторичном рынке»
- Рекомендация P-59/2015-КпР «Стоимость основных средств, погашаемая при амортизации»
- Рекомендация P-58/2015-КпР «Оценка по рыночной стоимости крупного пакета акций»
- Рекомендация P-57/2015-КпР «Тестирование и пуско-наладка основных средств с выпуском продукции»
- Рекомендация P-56/2015-КпР «Обесценение основных средств»
- Рекомендация P-55/2014-ОК Связь «Выручка по «многокомпонентным» договорам»
- Рекомендация P-54/2014-КпР «Бюджетные инвестиции при реорганизации ФГУП в ОАО»
- Рекомендация P-53/2014-ОК-Нефтегаз «Предварительные затраты на разработку общераспространенных полезных ископаемых»
- Рекомендация P-52/2014-ОК Маш «Затраты на передислокацию оборудования в рамках компактизации производства»
- Рекомендация P-51/2014-ОК Маш «Затраты на капитальный ремонт основных средств»
- Рекомендация P-50/2014-ОК Нефтегаз «Перевод нематериальных поисковых активов в другие виды активов после подтверждения коммерческой целесообразности добычи»
- Рекомендация P-49/2014-ОК Маш«Затраты на приемо-сдаточные испытания»
- Рекомендация Р-48/2014-ОК Маш «Себестоимость продукции при неполной загрузке мощностей»
- Рекомендация Р-47/2014-ОК Маш«Выручка от продажи продукции с длительным циклом изготовления»
- Рекомендация Р-46/2013-ОК Нефтегаз «Насосно-компрессорные трубы»
- Рекомендация Р-45/2013-ОК Связь «Комплексные основные средства (ЛЭП, ВОЛС)»
- Рекомендация Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля»
- Рекомендация Р-43/2013-ОК Нефтегаз «Затраты на зарезку боковых (вторых) стволов»
- Рекомендация Р-42/2013-КпР «Исправления в электронных документах»
- Рекомендация Р-41/2013-КпР «Исправления в первичных учетных документах»
- Рекомендация Р-40/2013-ОК Нефтегаз «Начало амортизации бывших нематериальных поисковых активов»
- Рекомендация Р-39/2013-ОК Нефтегаз «Документальное подтверждение коммерческой целесообразности добычи»
- Рекомендация Р-38/2013-КпР «Регистры бухгалтерского учета»
- Рекомендация Р-37/2013-ОК Связь «Отдельные объекты прав»
- Рекомендация Р-36/2013 «Раскрытие информации акционерным обществом»
- Рекомендация Р-35/2013-КпР «Ретроспективные скидки»
- Рекомендация Р-34/2013-КпР«Пояснения в составе бухгалтерской отчетности»
- Рекомендация Р-33/2013-КпР«Подпись главного бухгалтера на документах»
- Рекомендация Р-32/2013-КпР «Ремонт и техническое обслуживание основных средств»
- Рекомендация Р-31/2013-КпР «Производные финансовые инструменты»
- Рекомендация Р-30/2013-КпР «Ликвидационные обязательства»
- Рекомендация Р-29/2013-КпР «НДС с авансов выданных и полученных»
- Рекомендация Р-28/2012-ОК Лизинг «Учет лизинга лизингодателем, когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя»
- Рекомендация Р-27/2012-КпР «Ликвидация основных средств c длительным демонтажом»
- Рекомендация Р-26/2012-КпР«Таможенные пошлины»
- Рекомендация Р-25/2012-КпР «Применение унифицированных форм первичной учетной документации после 1 января 2013 года»
- Рекомендация Р-24/2012-КпР«Катализаторы»
- Рекомендация Р-23/2011-КпР «Оценочные обязательства по расчетам с работниками»
- Рекомендация Р-22/2011-КпР «Расходы на рекламу и подписку»
- Рекомендация Р-21/2011-КпР «Оперативный обмен валюты для обычной деятельности»
- Рекомендация Р-20/2011-КпР «Свёрнутое представление НДС в отчёте о движении денежных средств»
- Рекомендация Р-19/2011-КпР «Резерв по отгруженным товарам»
- Рекомендация Р-18/2011-КпР «Неотфактурованные поставки»
- Рекомендация Р-17/2011-КпР «Транспортный тариф»
- Рекомендация Р-16/2011-КпР «Расширение просек»
- Рекомендация Р-15/2011-КпР «Монтаж оборудования для выставки»
- Рекомендация Р-14/2011-КпР «Исключительные права как критерий признания нематериальных активов»
- Рекомендация Р-13/2011-КпР «Договор страхования у страхователя»
- Рекомендация Р-12/2011-КпР «Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
- Рекомендация Р-11/2010-КпР «Получение долевых ценных бумаг в результате реорганизации или дополнительной эмиссии»
- Рекомендация Р-10/2010-КпР «Оценка дебиторской и кредиторской задолженности при значительных отсрочках платежей»
- Рекомендация Р-9/2010-КпР «Право собственности как критерий признания и списания основных средств»
- Рекомендация Р-8/2010-КпР «Финансовые вложения, оплаченные неденежными средствами»
- Рекомендация Р-7/2009-КпР «НДС при передаче неденежного имущества во вклад в уставный капитал»
- Рекомендация Р-6/2009-КпР «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации»
- Рекомендация Р-5/2008-КпР «Расход по налогу на прибыль»
- Рекомендация Р-4/2008-КпР «Изменение ставки по налогу на прибыль»
- Рекомендация Р-3/2008-КпР «Доходы и расходы от пересчёта стоимости активов и обязательств»
- Рекомендация Р-2/2008-КпР «Временные разницы по налогу на прибыль»
- Рекомендация Р-1/2008-КпР «Пересчёт валютных активов и обязательств в рубли»
- Информационное письмо ИП-01/2020 — КпР «Регулирующие документы»
Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2021 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.
Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.
СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.
Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:
- формулировании учетной политики;
- соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
- нумерации новых лицевых счетов;
- разработке методики оценки активов и обязательств;
- автоматизации бухучета по новым требованиям.
Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.
Этот правовой статус возникает, если у государств, гражданином которых является человек, между собой есть двустороннее соглашение о двойном гражданстве. Это говорит о том, что каждая из стран официально признает все права и обязанности человека, возникающие по паспорту как одной страны, так и другой.
Таким образом, человек, обладающий двумя гражданствами сразу, может делать определенный выбор в пользу одной из двух стран. Например, военнообязанные могут выбрать, в какой стране они будут проходить военную службу.
Однако воспользоваться правами двойного гражданства в полной мере получится лишь в той стране, где человек проживает.
На сегодняшний день у россиян существует только один разрешенный вариант двойного гражданства – гражданство Таджикистана. Ранее схожее соглашение было заключено с Туркменистаном, но его не продлили после завершения срока действия.
Таким образом, россияне, проживающие в Таджикистане, не утрачивают право на участие в президентских выборах или выборах представительных органов России. Однако для них закрыта возможность работать в государственных органах власти: избираться в парламент, становиться судьей или прокурором, а также работать в полиции РФ.
Бипатриды с разрешенным двойным гражданством имеют право свободного пересечения границ и право на ведение бизнеса в обеих странах. В случае, когда человек находится заграницей и ему нужно обратиться за дипломатической помощью, он может получить ее, обратившись в любое из представительств этих стран.
Òîëêóåìûå íîðìàòèâíûå äîêóìåíòû
Îñíîâíîé òîëêóåìûé äîêóìåíò:
- Ïîëîæåíèå ïî âåäåíèþ áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà è áóõãàëòåðñêîé îò÷åòíîñòè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Óòâåðæäåíî Ïðèêàçîì Ìèíôèíà Ðîññèè îò 29.07.1998 N 34í, ñ èçìåíåíèÿìè îò 30.12.1999 N 107í, îò 24.03.2000 N 31í, îò 18.09.2006 N 116í, îò 25.10.2010 N 132í, îò 24.12.2010 N 186í (ïî òåêñòó — ÏÂÁÓ N 34í);
- Ïîëîæåíèå ïî áóõãàëòåðñêîìó ó÷åòó «Ðàñõîäû îðãàíèçàöèè» ÏÁÓ 10/99. Óòâåðæäåíî Ïðèêàçîì Ìèíôèíà Ðîññèè îò 06.05.1999 N 33í, ñ ïîñëåäíèìè èçìåíåíèÿìè îò 27.11.2006 N 156í (ïî òåêñòó — ÏÁÓ 10/99).
Ïðî÷èå ïðèìåíÿåìûå äîêóìåíòû:
- Èíñòðóêöèÿ ïî ïðèìåíåíèþ Ïëàíà ñ÷åòîâ áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà ôèíàíñîâî-õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè îðãàíèçàöèé. Óòâåðæäåíà Ïðèêàçîì Ìèíôèíà Ðîññèè îò 31.10.2000 N 94í, ñ èçìåíåíèÿìè îò 07.05.2003 N 38í, îò 18.09.2006 N 115í, îò 08.11.2010 N 142í (ïî òåêñòó — Èíñòðóêöèÿ ÏÏÑ).
- Ó÷åò ðàñ÷åòîâ ïî äîãîâîðàì ñòðàõîâàíèÿ íå ðåãóëèðóåòñÿ íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè ïî áóõãàëòåðñêîìó ó÷åòó. Ïðàêòèêà òàêîãî ó÷åòà îñòàåòñÿ î÷åíü ðàçíîëèêîé, åäèíûõ ïîäõîäîâ íå ñôîðìèðîâàíî.
- Äî 2011 ã. áîëüøèíñòâî ðîññèéñêèõ îðãàíèçàöèé, ó÷àñòâóþùèõ â äîãîâîðàõ ñòðàõîâàíèÿ â êà÷åñòâå ñòðàõîâàòåëåé, ó÷èòûâàëè âûòåêàþùèå èç íèõ ïðàâà â êà÷åñòâå ðàñõîäîâ áóäóùèõ ïåðèîäîâ, ñïèñûâàÿ èõ íà òåêóùèå ðàñõîäû ïî ìåðå èñòå÷åíèÿ ñòðàõîâîãî ïåðèîäà. Ïðè ýòîì ÷àñòü îðãàíèçàöèé ïðèçíàâàëà òàêèå ðàñõîäû áóäóùèõ ïåðèîäîâ â ïîëíîé ñóììå ñòîèìîñòè ñòðàõîâàíèÿ (ñòðàõîâîãî ïîëèâà) â íà÷àëå ñðîêà äîãîâîðà íåçàâèñèìî îò óæå îïëà÷åííîãî ïåðèîäà. Äðóãàÿ ÷àñòü îðãàíèçàöèé ïðèçíàâàëà ðàñõîäû áóäóùèõ ïåðèîäîâ òîëüêî â ðàçìåðå óïëà÷åííûõ ñòðàõîâûõ ïðåìèé èëè âçíîñîâ. Ïîìèìî îòñóòñòâèÿ åäèíñòâà îáà ïîäõîäà íå ïîçâîëÿþò îòðàçèòü ýêîíîìè÷åñêîå ñîäåðæàíèå ðàññìàòðèâàåìûõ îòíîøåíèé è ñíèæàþò èíôîðìàòèâíîñòü ïîêàçàòåëåé áóõãàëòåðñêîé îò÷åòíîñòè.
- Ïîïðàâêàìè â ÏÂÁÓ N 34 èçìåíåíà íîðìà ïî ðàñõîäàì áóäóùèõ ïåðèîäîâ, ñîãëàñíî êîòîðîé çàòðàòû, îòíîñÿùèåñÿ ê áóäóùèì ïåðèîäàì, äîëæíû ïðèçíàâàòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðàâèëàìè ïðèçíàíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ àêòèâîâ.  ñâÿçè ñ ýòèì âîçíèêàþò âîïðîñû î òîì, ÿâëÿþòñÿ ëè àêòèâîì âûïëàòû ïî äîãîâîðàì ñòðàõîâàíèÿ, è åñëè äà, òî ê êàêîìó âèäó àêòèâîâ îíè îòíîñÿòñÿ. Òàêæå âîçíèêàþò âîïðîñû ïîðÿäêà ñïèñàíèÿ ñòîèìîñòè ýòèõ àêòèâîâ è ñîîòíîøåíèÿ ýòîãî ïîðÿäêà ñ äàòàìè çàêëþ÷åíèÿ äîãîâîðà ñòðàõîâàíèÿ, îñóùåñòâëåíèÿ âûïëàò, íà÷àëîì è îêîí÷àíèåì ñòðàõîâîãî ïåðèîäà.
Налог на прибыль: применение пониженных ставок
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что в случаях, предусмотренных главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), ставка по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков (абзац четвертый пункта 1 статьи 284 НК РФ).
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 284 НК РФ пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019-2022 годов.
В соответствии с пунктом 17 статьи 284 НК РФ для организаций — участников свободной экономической зоны (далее — СЭЗ) ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом данная налоговая ставка не может превышать 13,5 процента.
Ограничение по установлению пониженных ставок налога на прибыль организаций субъектом Российской Федерации, предусмотренным абзацем пятым пункта 1 статьи 284 НК РФ распространяется только на категории налогоплательщиков, не предусмотренных главой 25 НК РФ.
Учитывая, что действующей редакцией НК РФ предусмотрено право законодательным органам Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливать пониженные ставки налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджет данных субъектов Российской Федерации для организаций — участников СЭЗ, то такие организации вправе применять пониженные ставки налога на прибыль после 1 января 2023 года.
Врио директора Департамента | В.А. Прокаев |
Как гласит закон, налогоплательщиками по данному налоговому сбору являются все юридические лица, зарегистрированные в России – ООО, ЗАО и т.д., а также Индивидуальные предприниматели. Иностранные организации, работающие на территории нашей страны, тоже обязаны оплачивать налог на прибыль.
Исключения! Руководству предприятия следует иметь ввиду то, что в некоторых случаях, налог на прибыль не должен начисляться. Например, если компания перешла на ЕСКН, УСН, а также на те виды деятельности, которые подпадают под ЕНВД.
Как при любом другом налогоисчислении, работая по налогу на прибыль, нужно знать и помнить о его отчетных периодах. В данном случае, главный отчетный период – календарный год, который, в свою очередь, делится на трехмесячные поквартальные интервалы.
Рекомендация Р-4/2008-КпР «Изменение ставки по налогу на прибыль»
Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом предусмотрены ставки, по которым налог распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.
Пункт 1 ст. 284 НК РФ |
Положение |
Ставка налога до 2017 года |
Ставка налога в период 2017 – 2024 годов |
Абзац 2 |
Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет |
2% |
3% |
Абзац 3 |
Ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ |
18% |
17% |
В случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные законами этих субъектов, принятыми до 03.09.2018, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на налоговые периоды 2019 – 2022 годов.
В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.
Что такое налог на прибыль организаций
По общему правилу прибыль — это полученные доходы минус расходы, разрешенные НК РФ.
Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году.
То есть налоговая база рассчитывается за период с 1 января по 31 декабря текущего года.
Все доходы и все расходы бухгалтер имеет право принять к учету только на основании первичных документов, подтверждающих либо доход, либо расход. Требования к первичным документам регулируются статьей 9 Закона «О бухгалтерском учете».
Доходы — это выручка по основному виду деятельности плюс выручка от прочих видов деятельности.
При расчете базы по прибыли все доходы учитывают без НДС и акцизов.
Ряд доходов не облагаются налогом. Их перечень приведен в статье 251 НК РФ «Доходы гнем учитываемые при определении налоговой базы». Перечень этих доходов является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Например, зарплата сотрудников, покупка сырья и материалов, амортизация основных средств, рекламные и представительские расходы, юридические расходы, ИТ-расходы и так далее.
Полный перечень расходов и правила их учета в налоговой базе по прибыли смотрите в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Не учитываются в качестве расходов затраты на выплату дивидендов, взносы в уставный капитал, погашение кредитов и пр.
Компания может выбрать один из двух методов определения выручки.
Дата признания дохода/расхода не зависит от даты фактического поступления/списания средств.
Доходы и расходы признаются в том периоде, в которому относятся.
Доходы признаются по дате фактического поступления, то есть прихода денег на счет компании. А расходы – по дате фактической оплаты, то есть списания денег со счета.
Постоянные разницы (ПР) – это доходы (расходы), которые влияют на формирование бухгалтерской прибыли (убытка), но не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (НП) как отчетного, так и последующих отчетных периодов. Сюда относятся всевозможные добровольные отчисления в различные фонды, пожертвования, подарки.
Также это доходы (расходы), которые учитываются при определении налоговой базы по НП отчетного периода, но не признаются для целей бухучета доходами (расходами), как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Пример.
В рамках трансфертного ценообразования налогоплательщик доначисляет какие-то доходы или расходы до рыночных цен. Его контрагент является взаимозависимым лицом, причем в бухучете все остается без всяких корректировок на основании первичных документов.
Помимо этого, ПР – это расходы, которые учитываются при формировании финансового результата в БУ в полном объеме, а для целей НУ нормируются: расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на добровольное медицинское страхование.
В том отчетном периоде, когда возникают постоянные разницы, формируются постоянные налоговые активы (ПНА) и постоянные налоговые обязательства (ПНО).
ПНО и ПНА исчисляются как произведение постоянных разниц и ставки налога на прибыль, действующей на отчетную дату.
ПНО – это сумма налога, которая приводит к увеличению платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Проводка, позволяющая начислить ПНО: Д 99.02.3 К 68.04.2.
Обратной проводкой начисляется ПНА: Д 68.04.2 К 99.02.3. Это сумма налога, уменьшающая налог на прибыль.