Особенности банкротства некоторых видов юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности банкротства некоторых видов юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Застройщик — юридическое лицо (любая организационно-правовая форма), ИП или жилищно-строительный кооператив, которое привлекает денежные средства участников строительства, к которым предъявляются претензии по передаче жилых помещений или исполнению денежных обязательств.

Этапы признания несостоятельности организации

Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:

Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:

  • проверка финансового состояния;
  • исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
  • оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:

  • выделение бюджетных средств;
  • реструктуризация компании;
  • изменения в структуре юридического лица;
  • введение политики жесткой экономии.

Удовлетворение требований кредиторов

Особенности банкротства градообразующих предприятий подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия. Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации. В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году

16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.

Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.

Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.

Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.

Это:

  • пенсионеры,
  • инвалиды,
  • семьи с детьми,
  • беременные женщины.

Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.

С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.

Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Градообразующая организация

Градообразующая организация — юридическое лицо, численность работников в котором, с учетом их семей, составляет не менее 25% от общей численности трудоустроенного населения конкретного населенного пункта. К данной категории приравниваются иные предприятия, количество сотрудников которых составляет не менее 5 тысяч человек.

По сути, это предприятия, вокруг которых в советские времена образовались поселения, а затем города малого и среднего размера. Законодатель исходит из высокой социальной значимости данных юридических лиц, предоставляя им меры дополнительной поддержки для улучшения финансового положения. В случае ликвидации компании подобного масштаба, населенный пункт в целом понесет значимые экономические убытки, не говоря уже о сокращении рабочих мест или массовой безработице.

Лица, участвующие в деле:

  • Органы местного самоуправления.

Особенности:

  • Необходимо предоставить суду подтверждение сведений о численности сотрудников и их семей;
  • В рассмотрении дела участвуют органы местного самоуправления;
  • По требованию суда могут участвовать федеральные органы исполнительной власти или органы субъектов в качестве поручителей по задолженности должника.
    • Поручительство в данном случае — обязанность лица в одностороннем порядке дать поручительство за должника, отвечать за выплату всех задолженностей предприятия, обязательств по выплате заработной платы, в том числе сотрудникам по трудовому договору, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и т.п.
  • Поручительство предоставляется в обязательной письменной форме, где должно быть указано:
  1. Сумма задолженности;
  2. График ее погашения.
  • Поручителем может выступить:
    • РФ;
    • Субъекты РФ;
    • Уполномоченные органы муниципальных образований.
  • При наличии поручителя вводится внешнее управление даже несмотря на несогласие кредиторов. Данная тактика преследует главную цель — сохранение рабочих мест в регионе. Однако, на практике подобная стратегия сложно реализуема. Для этого есть ряд причин:
    • Должны быть приложены документы о включении новых обязательств в бюджет;
    • Должник и его поручитель обязаны начать расчеты с кредиторами согласно графику погашения задолженности;
    • В случае нарушения порядка и сроков, которые установлены в графике, взыскатели и уполномоченные органы могут потребовать взыскания невыплаченных сумм в общем порядке;
    • Нарушение поручителем своих обязательств в размере 1/3 части всех требований к должнику становится основанием для:
      • досрочного завершения финансового оздоровления/ внешнего управления;
      • признания компании банкротом;
      • начала конкурсного производства.

Комментарий к статье 61.11. Закона о банкротстве

Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой — обладает определенной спецификой.

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2)*(22).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо — если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Таким образом, в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.

В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является вопрос о том, каковы критерии несостоятельности (банкротства).

Данный вопрос имеет свою историю. Так, в дореволюционном законодательстве России имелось только два варианта ответа на данный вопрос. В частности, по словам Г.Ф. Шершеневича, «для наличности несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества, т.е. установленное превышение актива над пассивом, или платежную неспособность, т.е. предполагаемое превышение актива над пассивом. В первом случае мы имеем дело с несомненной невозможностью удовлетворить полностью каждого кредитора, во втором — с неискренностью в исполнении обязательств, внушающей вероятность невозможности удовлетворить полностью всех кредиторов. В первом случае перед нами установленный факт, во втором — предположение»*(23).

Следует заметить, что выдающийся цивилист отдавал предпочтение той системе банкротства, которая в основание несостоятельности ставила не недостаточность имущества, а неспособность должника к платежам.

Закон о банкротстве 1992 г. в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Данное обстоятельство в значительной степени ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах, а главное — лишало возможности и арбитражные суды, и кредиторов применять различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у которых сумма кредиторской задолженности формально не превышала стоимости принадлежащего им имущества.

Читайте также:  С 1 февраля 2023 года увеличился размер пособия на погребение

Для определения признаков банкротства применялась методика, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (с изменениями и дополнениями, утратило силу).

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являлись:

— коэффициент текущей ликвидности;

— коэффициент обеспеченности собственными средствами;

— коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

При этом коэффициент текущей ликвидности характеризовал общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. Он определялся как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, займов и различных кредиторских задолженностей.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризовал наличие у предприятия собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Этот коэффициент определялся как отношение разности между объемами источников собственных средств �� фактической стоимостью внеоборотных активов (в том числе основных средств) к фактической стоимости оборотных средств предприятия.

Нормативные акты

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 (с послед. изм.).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410 (с послед. изм.).

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012 (с послед. изм.).

Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (утратил силу)//Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 6.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1 (с послед. изм.).

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145 (с послед. изм.).

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями и дополнениями, утратил силу)//СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222 (с послед. изм.).

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785 (с послед. изм.).

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097 (с послед. изм.).

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3440 (с послед. изм.).

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190 (с послед. изм.).

Определение КС РФ от 5 ноября 1999 г. N 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»//СЗ РФ. 1999. N 52. Ст. 6460.

Постановление КС РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц»//СЗ РФ. 2001. N 12. Ст. 1138.

Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 848 «Вопросы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению» (с изменениями и дополнениями)*(75)//СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3456 (с послед. изм.).

Судебная практика по банкротству общества и правам участника.

  • УСЛУГИ ПОРТАЛА
  • Бизнес-юрист
  • Открытые реестры юри.лиц всех стран
  • Реестры недвижимости др. стран
  • Объявления Вакансий
  • Жалоба в Конституционный суд РФ
  • Дислокации судов
  • Пользователи
  • Общественная приемная
  • Юрист на ютубе

Юристы в своей практике часто сталкиваются с распространенным стереотипом – банкротство возможно, только если у должника 500 000 рублей долга и просрочка как минимум 3 месяца. Это заблуждение, на самом деле размер долгов вообще не имеет значения, что подтверждается соответствующими судебными постановлениями.

Вот комментарий АС Чувашской республики по делу № А79-15404/2018 от 14 февраля 2019 года, где в суд обратилась Петрова С. В. с просьбой признать ее банкротство с долгом чуть меньше миллиона рублей. В числе прочего суд отметил, что неплатежеспособным гражданин является в том случае, если:

  • прекратилось исполнение долговых обязательств;
  • должник не исполнил 10% и больше своих обязательств (например, если взнос по кредиту составляет 12 000 рублей, то недостаток более 10% (1200 р.) при погашении кредита уже свидетельствует о неплатежеспособности гражданина);
  • долг превышает стоимость собственности должника;
  • исполнительное производство по взысканию долга было приостановлено в связи с отсутствием ликвидного имущества у должника.

Согласно постановлению АС Удмуртской республики по делу № А71-25440/2018 от 8 апреля 2019 года, несостоятельностью следует считать обстоятельства, при которых должник не может больше выполнять свои обязательства по оплате долга. В качестве основания приводятся положения Пленума ВС РФ от 13 октября 2015 года № 45. Также уточняется, что нет значения, от какой суммы долга возникла проблема реализации обязательств – размер долга при этом не имеет значения.

Практика показывает, что в основном суды приостанавливают заявления, поступившие от кредиторов в лице официальных органов. Большей частью – от ИФНС. В качестве примера можно навести дело А70-21590/2018 от 11 января 2019 года, которое рассматривалось в АС Тюменской области.

Заявителем выступали представители ФНС, обратившиеся за признанием банкротства предпринимателя Насонова О.С. с долгом более 1,5 миллиона рублей, возникшим по налогам представленного физического лица. Собственно, суд решил приостановить поданное заявление по следующим причинам:

  • ФНС не опубликовала в 15-дневный срок до подачи заявления свои намерения в ЕФРСБ;
  • ФНС не внесла 25 000 рублей на депозитный счет в качестве вознаграждения для финуправляющего;
  • ФНС не направила копию заявления должнику;
  • ФНС не направила экземпляр иска в СРО АУ.

Фактически государственный орган допустил «детские» нарушения при инициации процедуры банкротства физлица, и следует заметить, что такие нарушения наблюдаются очень часто. Нечто подобное наблюдалось в деле Дело № А27-30564/2018 от 4 апреля 2019 года, где инициатором тоже выступала ИФНС, которая «забыла» представить суду ряд документов, в результате чего последовала приостановка рассмотрения дела о банкротстве.

После введения судом реализации имущества в отношении должника, формируется реестр требований кредиторов. То есть банки и физлица, которые выдавали должнику средства в долг и не получили их обратно, могут рассчитывать на признание своих долгов и возможный возврат долга (если хватит средств и имущества для расчетов). Соответственно, все требования должны быть подтверждены документально.

В отношении микрофинансовых компаний и кредитных организаций все понятно: они могут подтвердить свои требования кредитными договорами, нередко – судебными постановлениями о взыскании долга. Однако, как могут подтвердить свои претензии физические лица?

Обычно предоставляется расписка между физическими лицами, однако практика показывает, что наличие долга еще необходимо доказать. Дело в том, что просто заявить о своих требованиях не получится – наоборот, суд может счесть таких кредиторов аффиллированными лицами, которые включаются с целью дальнейшего контроля над процедурой банкротства физического лица.

В качестве примера можно привести дело № А45-20510/2015 от 8 апреля 2016 года, которое рассматривалось в АС Новосибирской области, где в реестр кредиторов хотел включиться Винер В. Л. как физлицо, с долгом 35 миллионов рублей. В качестве доказательства были представлены лишь расписки, однако проверка финуправляющего показала, что должник в принципе не имел собственности, средств, и не заключал сделки на такие суммы. Соответственно, суд сомневается в реальности передачи таких средств.

Также в защиту позиции судом было приведено Постановление Пленума ВАС № 35 от 22 июня 2012 года, согласно которому расписка принципиально не может являться неоспоримым доказательством реальности долга.

Споры по поводу расписок периодически возникают в судебной практике – нельзя обойти вниманием и дело № 33-12556/2015, где супруги, как физлица, обратились в суд с требованием на 63 000 евро по отношению к своему должнику. Дело дошло до ВС РФ, который занял позицию ответчика, отправив дело на новый пересмотр. Из доказательств парой было представлено только долговые расписки и факт передачи 5 000 евро (общий долг по расписке был 68 000 евро).

Так, ВС РФ указал, что долговые расписки свидетельствуют только о передаче средств, однако необходимы и другие подтверждения.

Нечто подобное наблюдалось и в популярном деле о несостоятельности Т. Исмаилова – Постановлением 9ААС от 18.03.2016г. по делу № А41-94274/2015 отменено включение очередного кредитора в реестр только на основании долговой расписки, поскольку других доказательств нет, а сопутствующие факторы по делу вызывают здоровые сомнения в платежеспособности кредитора.

В ресурсах правовой информации есть постановление Пленума ВАС РФ № 42 от 12 июля 2012 года, которым предусмотрен порядок регулирования взаимоотношений в цепочке:

Кредитор–Поручитель–Должник

Что такого представлено в данном регулятивном акте? Интересны следующие моменты данного нормативного документа.

  1. Кредитор вправе обращаться с требованием о долге как к основному должнику, так и к поручителю. Причем эта ответственность может быть разбита солидарно: то есть все стороны должны делить долг поровну.
  2. Если основной заемщик признал свое банкротство, и кредитор не включился в реестр, причем отсутствовали уважительные причины для пропуска сроков, то в дальнейшем иск к поручителю, заявление о банкротстве оного могут быть отклонены.
  3. Если кредитор обратился с иском о возврате долга к поручителю, и было вынесено соответствующее постановление по такому делу, то поручитель может включиться в реестр кредиторов к основному заемщику, если тот проходит процедуру банкротства физического лица.
Читайте также:  Решение принято: что точно изменится для всех пенсионеров уже с 1 июля

Примечательно, что поручитель фактически становится новым кредитором должника, если он:

  • либо уже рассчитался с долгом,
  • либо банк предъявил претензии в его адрес.

В качестве подтверждения можно привести решение АС Центрального округа от 14 октября 2016 года № Ф10-3792/2016, где поручитель, который взял на себя ответственность за долг заемщика, практически выкупил долг, и стал новым кредитором.

Удовлетворение требований кредиторов

Особенности банкротства градообразующих предприятий подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия. Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации. В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Комментарий к статье 61.11. Закона о банкротстве

Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой — обладает определенной спецификой.

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2)*(22).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо — если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Таким образом, в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.

В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является вопрос о том, каковы критерии несостоятельности (банкротства).

Данный вопрос имеет свою историю. Так, в дореволюционном законодательстве России имелось только два варианта ответа на данный вопрос. В частности, по словам Г.Ф. Шершеневича, «для наличности несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества, т.е. установленное превышение актива над пассивом, или платежную неспособность, т.е. предполагаемое превышение актива над пассивом. В первом случае мы имеем дело с несомненной невозможностью удовлетворить полностью каждого кредитора, во втором — с неискренностью в исполнении обязательств, внушающей вероятность невозможности удовлетворить полностью всех кредиторов. В первом случае перед нами установленный факт, во втором — предположение»*(23).

Следует заметить, что выдающийся цивилист отдавал предпочтение той системе банкротства, которая в основание несостоятельности ставила не недостаточность имущества, а неспособность должника к платежам.

Закон о банкротстве 1992 г. в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Данное обстоятельство в значительной степени ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах, а главное — лишало возможности и арбитражные суды, и кредиторов применять различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у которых сумма кредиторской задолженности формально не превышала стоимости принадлежащего им имущества.

Для определения признаков банкротства применялась методика, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (с изменениями и дополнениями, утратило силу).

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являлись:

— коэффициент текущей ликвидности;

— коэффициент обеспеченности собственными средствами;

— коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

При этом коэффициент текущей ликвидности характеризовал общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. Он определялся как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, займов и различных кредиторских задолженностей.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризовал наличие у предприятия собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Этот коэффициент определялся как отношение разности между объемами источников собственных средств �� фактической стоимостью внеоборотных активов (в том числе основных средств) к фактической стоимости оборотных средств предприятия.

Упрощенные процедуры банкротства

К упрощенным процедурам банкротства относятся банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника.

1. Банкротство ликвидируемого должника. В случае если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

В этом случае собственник или учредители должника обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Нарушение этого правила является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. При этом собственник (учредитель) несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам.

Далее арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение одного месяца с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Восстановление месячного срока для предъявления кредиторами требований к ликвидируемому должнику законодательством не предусмотрено.

2. Банкротство отсутствующего должника. В случаях, когда руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить местонахождение юридического лица не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

Особенностью рассмотрения дела о банкротстве в отношении отсутствующего должника является то обстоятельство, что закон предусматривает на это сокращенный срок (один месяц), поскольку в отношении данного должника не применяются процедуры наблюдения, финансовое оздоровление и внешнее управление.

Конкурсный управляющий осуществляет опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении отсутствующего должника. Одновременно он письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявлять свои требования [1] .

Если в ходе конкурсного производства обнаружено имущество должника, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения, временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:

  • директора компании-должника;
  • государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
  • любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
  • действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).

Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:

  • образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
  • имеются реальные признаки несостоятельности.

Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.

Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:

  • инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
  • перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
  • инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
  • этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
  • дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
  • при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
  • новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
  • выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
  • признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.
Читайте также:  Инструкция: как рассчитать резерв отпусков

Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.

Этапы признания банкротства градообразующих организаций

Введение внешнего управления под поручительство. Суд вправе ввести внешнее управление в случае не принятия решения собранием кредиторов о введении внешнего управления, по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле федерального органа или органа субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника в лице их уполномоченных органов. В этом случае поручитель несет субсидиарную ответственность.

Применение организационно-распорядительных методов управления предшествует применению экономических методов, поскольку для того, чтобы использовать последние, нужно организационно сформировать объект управления и структуру управления. В процессе функционирования хозяйственной системы эти методы управления реализуются в форме организационно-распорядительного влияния субъекта управления на объект управления. Тесная связь этих методов позволяет осуществлять эффективное влияние управляющей подсистемы на подсистему, которой управляют.

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (ст. 169 Закона о банкротстве).

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством (п.3 ст.173 закона). В случае их неисполнения может быть реализовано право кредиторов и уполномоченных органов на предъявление к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в установленном законодательством порядке, под которым понимаются прежде всего соответствующие нормы гражданского Федеральный закон «О несостоятельности законодательства и арбитражно-процессуального Федеральный закон «О несостоятельности законодательства.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, которые обладают 1/3 частью всех требований к должнику — градообразующей организации, может служить основанием для решения арбитражного суда о досрочном прекращении финансового оздоровления или внешнего управления и, соответственно, о признании градообразующей организации банкротом и открытии конкурсного производства. По мнению законодателя, необеспеченность поручительства именно в размере 1/3 части всех требований к должнику является достаточным основанием для принятия арбитражным судом соответствующего решения.

Полномочный исполнительный орган в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» способом. Так, например, сторонами может быть в т.ч. заключено соглашение сторон об отступном (ст. 409 ГК РФ), новация (ст. 414 ГК РФ) и т.д.

В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

В ходе осуществления процедур банкротства может быть осуществлена продажа предприятия, как на стадии финансового оздоровления и внешнего управления, так и уже после признания предприятия банкротом.

При этом необходимо учитывать, что при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу (п.2 ст.175 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлены дополнительные гарантии исполнения названных условий:

Договор купли-продажи в случае неисполнения таких условий покупателем в целях защиты социально-экономических интересов определенного населенного пункта или региона в целом подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации, т.е. органов, по ходатайству которых проводился конкурс.

В этом случае покупателю предприятия градообразующей организации за счет средств соответствующего бюджета возвращаются не только затраченные на покупку предприятия средства, но и осуществленные в этот период инвестиции, а предприятие градообразующей организации передается муниципальному образованию по месту нахождения этого предприятия.

В случае же если полномочными органами не было подано соответствующее ходатайство, то в таких случаях порядок и условия продажи предприятия градообразующей организации устанавливаются ст. 110, 111, 139 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», то есть по правилам продажи предприятия должника.

При продаже имущества должника, признанного банкротом, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс.

Если имущество должника не было продано, продажа имущества должника осуществляется по правилам, предусмотренным закона.

Инициатива в принятии решения об обязательной продаже может принадлежать Федеральному управлению, кредиторам, имеющим просроченные обязательства предприятия, прокурору, а также Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом или его территориальному агентству.

Правом участия в конкурсах или аукционах обладают любые физические и юридические лица (в том числе иностранные) лица, не являющиеся ограниченными лицами своевременно подавшие документы и внесение в установленном порядке залог (задаток) в размере 100 процентов от начальной цены предприятия. Обязательными условиями конкурсов являются: погашение не менее 20 процентов кредиторской задолженности предприятия; обязательства по реорганизации предприятия в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи. Так же в условия могут входить и сохранение деятельности предприятия, сохранение численности рабочих мест, объем инвестиций в предприятие. В соответствии с главой 8 закона «О несостоятельности (банкротстве)» градообразующие комплексы, численность работников которых с учетам членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта или численность работников превышает пять тысяч человек, всегда являются условия:

— сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи;

— обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников;

Если конкурс или аукцион по продаже предприятия признан несостоявшимся, либо результаты аннулированы, то имущество предприятия (активов) и долей (паев, акций) находящихся в государственной собственности продается по частям, с применением конкурса или аукциона.

Продажу предприятий, а также имущества (активов), долей (паев, активов) предприятий осуществляют соответствующие фонды имущества или уполномоченные ими лица.

По результатам продажи каждого имущесвтонного лота, между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи. Право собственности переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи. Договор, как говорилось выше, подлежит регистрации Российским фондом федерального имущества.

Элементы договора

Стороны договора продажи градообразующего предприятия – обычно граждане, коммерческие организации, государство.

Решение вопроса об отнесении предприятия к градообразующим принимается в срок не более одного месяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Указанное решение принимается органом, уполномоченным в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года N 1114, принимать решение об обязательной продаже (далее именуется уполномоченный орган).

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает расширенный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации. Учитывая значение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, прежде всего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле признается соответствующий орган местного самоуправления. Также к рассмотрению дела с участием градообразующей организации могут быть привлечены органы исполнительной власти .

Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п.1 ст.173 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве).

Поручительство, предоставляемое местными органами самоуправления или федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обязательствам должника, регулируется соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» достаточно подробно регламентирует осуществление внешнего управления (гл. 5), которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продления еще на полгода (в отношении градообразующих организаций максимальный срок внешнего управления может достигать 10 лет).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *