Сгорание отпуска: Конвенция 132 МОТ и ее применение судами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сгорание отпуска: Конвенция 132 МОТ и ее применение судами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конвенция была принята на Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) в Женеве 24 июня 1970 года. 1 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 139−ФЗ (далее — Закон № 139−ФЗ) о присоединении к данному международному документу.
Начнем с того, что нашим основным законом страны гарантируется право на отдых (п.5 ст.37 Конституции РФ). Сам же механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе порядок и условия предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, закреплен в ТК РФ.
Так, запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работнику в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (п.4 ст.124 ТК РФ).
Согласно ст.10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ.
Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.
Согласно ст. 3 Конвенции Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках» №132 (далее по тексту – Конвенция), принятой на 54-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 24.06.1970 г., каждое лицо имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности. В силу положений п.1 ст.9 Конвенции непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, состоящая из двух непрерывных рабочих недель, предоставляется и используется не позже чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже чем в течение 18 месяцев считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.
Верховный суд разъяснил правила оплаты неиспользованных отпусков
При заключении договоров стороны должны иметь четкое представление о том, что такое календарный год. Однако нередко это понятие используется в договорах без должного понимания.
Например, стороны заключили трудовое соглашение на период с апреля 2021 по апрель 2021 года с условием, что в случае отсутствия волеизъявления сторон договор продлевается на один календарный год. Учитывая положения закона № 107-ФЗ, не стоит утверждать, что действие договора в указанном случае продлится до апреля 2021 года, поскольку календарный год считается именно с 1 января по 31 декабря. Это означает, что договор будет продлен только до 00:00 31 декабря 2021 года, и наглядно показывает, почему так важно знать, как считать календарный год.
перевод оригинал
Редакция от
17.03.2020 г.
ЗАКОН УКРАИНЫ
С изменениями и дополнениями, внесеннымиЗаконами Украины от 2 ноября 2000 года N 2073-ІІІ, от 6 февраля 2003 года N 490-ІV, от 10 июля 2003 года N 1096-ІV, от 10 июля 2003 года N 1114-ІV, от 22 октября 2004 года N 2128-ІV, от 12 января 2005 года N 2318-ІV, от 2 июня 2005 года N 2622-ІV, от 23 сентября 2008 года N 573-VІ, от 16 апреля 2009 года N 1276-VІ, от 19 мая 2009 года N 1343-VІ, от 17 ноября 2009 года N 1724-VІ, от 10 марта 2010 года N 1959-VІ, от 11 мая 2010 года N 2169-VІ, от 21 декабря 2010 года N 2824-VІ, от 16 октября 2012 года N 5462-VІ, от 14 октября 2014 года N 1697-VІІ, от 15 января 2015 года N 120-VІІІ, от 15 января 2015 года N 121-VІІІ, от 18 марта 2015 года N 259-VІІІ, от 14 мая 2015 года N 426-VІІІ, от 17 мая 2021 года N 1366-VІІІ, от 19 декабря 2021 года N 2249-VІІІ, от 22 мая 2021 года N 2443-VІІІ, от 3 июля 2021 года N 2476-VІІІ, от 18 сентября 2021 года N 2542-VІІІ, от 30 мая 2019 года N 2728-VІІІ,
Еще одно важное понятие, установленное в федеральном законе, — календарная неделя. Календарные недели 2021 года, как и любого другого, представляют собой семидневные периоды, которые длятся строго с понедельника по воскресенье.
Используется понятие календарной недели для исчисления длительности трудовой деятельности и расчета заработной платы сезонных работников. Также оно актуально для решения вопросов увольнения. Например, сроки предупреждения о предстоящем увольнении удобно считать, ориентируясь именно на понятие календарной недели.
Образцы заполнения расчетной ведомости и расчетно-платежной ведомости, в которых указаны отработанные дни, вы найдете в типовом решении «КонсультантПлюс». Еще больше актуальных решений вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.
Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram
Узнайте, возможно ли увольнение в выходной день.
Количество календарных недель в году — 52 или 53 (в 2021 году — 52).
Официальное оформление достигнутой договоренности требует соблюдения определенных правил.
Письменный договор предполагает указание:
- места и даты его заключения;
- полной информации о сторонах, берущих на себя взаимные обязательства;
- предмет договоренности;
- прав и ответственности сторон;
- сроки действия.
Если условия выполнения обязательств определены на период, который считается календарным, это может быть истолковано, что его действие закончится 31 декабря, а не через 12 месяцев после даты подписания сторонами.
Аналогичная ситуация может возникнуть при необходимости пролонгации соглашения.
Когда одним из пунктов договора или при заключении дополнительного соглашения на его продление указывают период как календарный месяц или год, придется перезаключать договор – уже по истечении месяца, в каком заканчиваются установленные сроки, или с 01 января.
Россия присоединилась к международной конвенции об оплачиваемых отпусках
Трудовой кодекс предусматривает два способа внести изменения в трудовой договор:
- по соглашению сторон, оформленному в письменной форме (ст. 72 ТК РФ);
- по инициативе работодателя в одностороннем порядке (ст. 74 ТК РФ).
Работодатель может изменить условия по своей инициативе только, если есть причины организационного или технологического характера, и при трудовом споре он может доказать, что невозможно сохранить прежние. Если это действительно так, можно переходить к процедуре, указанной в ст. 74 ТК РФ:
- уведомить работника о предстоящих изменениях условий трудового договора и причинах, которые вызвали такую необходимость, не позднее чем за два месяца до этого (ч. 2 ст. 74 ТК РФ);
- в письменной форме предложить работнику другую имеющуюся работу в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ, если работник не согласен работать в новых условиях.
В Определении от 15.10.2018 № 5-КГ18-187 ВС РФ разбирал вопрос, может ли работник передумать и отказаться от работы в новых условиях, если ранее выразил свое согласие? Да, может, в пределах двухмесячного срока (ст. 74 ТК РФ). Если лишить работника такого права, это может ограничить его трудовые права.
Вывод: о предстоящем изменении условий трудового договора работодатель обязан предупредить работника за два месяца. Если работник отозвал свое согласие на работу в новых условиях в течение этого срока, работодатель обязан это учесть.
В 2018 году ВС РФ в Определениях от 12.03.2018 № 18-КГ17-290 и от 02.07.2018 № 10-КГ18-6 разъяснил, что в приказе об увольнении работодателю обязательно нужно указывать, какой проступок стал поводом для взыскания и когда он был совершен. Если этой информации в приказе нет, судьи не могут определить, была ли в действиях работника неоднократность проступков, какие нарушения он совершил.
Сгорание отпуска: Конвенция 132 МОТ и ее применение судами
Трудовой кодекс признает ее верховенство над положениями внутреннего законодательства ч. Конвенция обязывает работодателей предоставлять непрерывную часть ежегодного оплачиваемого отпуска в размере не менее 14 дней в течение одного года, а остаток — в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставлен отпуск п. Некоторые работодатели считают, что из-за указанного по остатку срока отпуска можно компенсировать не полностью.
Этот документ внес серьезные изменения в правила предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, определение их продолжительности, перенос на следующие годы, возможность замещения денежной компенсацией. Тем не менее, согласно п. Что изменится? Предоставление отпусков По правилам Конвенции МОТ продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может составлять менее трех недель за один год работы п. По правилам п.
Как избавиться от накопленных отпусков
1. Государственные и национальные праздники и нерабочие дни, независимо от того, приходятся они на период ежегодного отпуска или нет, не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.
2. В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, периоды нетрудоспособности, вызываемые болезнью или несчастным случаем, не могут засчитываться в качестве части минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.
Конституцией РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Аналогичный подход, конечно, действует и в сфере трудовых отношений (ст. 10 ТК РФ).
24.06.1970 в г. Женева (Швейцария) на 54-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) была принята Конвенция № 132 «Об оплачиваемых отпусках».
Данная Конвенция, применяемая ко всем работающим лицам, за исключением моряков, закрепляет право работников на ежегодный оплачиваемый отпуск (п. 1 ст. 3 Конвенции). При этом минимальная продолжительность такого отпуска указывается в заявлении каждого члена МОТ при ратификации этой Конвенции и не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы (п.п. 2, 3 ст. 3 Конвенции).
Приведем некоторые положения, которые действуют в Конвенции МОТ 132 об оплачиваемых отпусках в 2017 году:
- государственные и национальные праздники и нерабочие дни не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 1 ст. 6 Конвенции);
- каждое лицо, пользующееся отпуском, получает за полный период этого отпуска, как минимум, свою обычную или среднюю заработную плату (п. 1 ст. 7 Конвенции);
- разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части может быть разрешена компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране (п. 1 ст. 8 Конвенции);
- если иное не предусмотрено в соглашении работодателя и работника, одна из частей отпуска должна составлять, по меньшей мере, две непрерывные рабочие недели (п. 2 ст. 8 Конвенции);
- работнику, проработавшему минимальный период, после прекращения трудовых отношений с работодателем предоставляется оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который ему не было предоставлено отпуска, или выплачивается денежная компенсация или предоставляется эквивалентное право на отпуск в дальнейшем (ст. 11 Конвенции).
В РФ международная Конвенция об оплачиваемых отпусках была ратифицирована 01.07.2010 (Федеральный закон от 01.07.2010 № 139-ФЗ ) и вступила в силу с 06.09.2011 (п. 3 ст. 18 Конвенции). При этом минимальная продолжительность отпуска в РФ установлена в количестве 28 календарных дней. К слову, иная продолжительность отпуска установлена при ратификации Конвенции в Бельгии (24 календарных дня), в Германии (18 рабочих дней), в Украине (24 календарных дня), в Швеции (5 недель).
Можно сказать, что положения 132 Конвенции МОТ о ежегодных оплачиваемых отпусках во многом перекликаются с положениями действующего ТК РФ.
В то же время, действие Конвенции МОТ об оплачиваемых отпусках может потребовать внесения изменений в ТК РФ (Письмо Роструда от 09.09.2010 № 2725-6-1 ).
Конвенция об оплачиваемых отпусках
Конвенция об оплачиваемых отпусках — это международная Конвенция об оплачиваемых отпусках № 132 Международной организации труда (МОТ), пересмотренная в 1970 году. Конвенция вступила в силу 30 июня 1973 года.
Конвенция об оплачиваемых отпусках применяется ко всем работающим по найму лицам, за исключением моряков, и предусматривает, что каждое лицо, к которому применяется Конвенция, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности — не менее трех рабочих недель за один год работы.
При этом официальные и традиционные праздничные и нерабочие дни, независимо от того, приходятся ли они на период ежегодного отпуска или нет, не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска.
Каждое лицо, пользующееся отпуском, предусмотренным в данной Конвенции, получает за полный период этого отпуска по крайней мере свою нормальную или среднюю заработную плату.
Согласно Конвенции признаются недействительными или запрещаются соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о не использовании такого отпуска с заменой его компенсацией.
Конвенция предусматривает продолжительность периода работы, дающего право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска (6 месяцев), предоставление права на отпуск, пропорциональный продолжительности работы в случае, когда продолжительность работы в течение любого года меньше той, которая требуется для приобретения права на полный отпуск, и ряд других положений, относящихся к ежегодным оплачиваемым отпускам и порядку их предоставления.
Отличие международных норм от положений трудового кодекса
Положения Конвенции, которые отличаются от норм, применяемых в Российской Федерации, смотрите в табл. 1 ниже. Из нее следует, что наше трудовое законодательство лучше защищает права работников.
Таблица 1. Положения Конвенции, отличающиеся от норм Трудового кодекса
Положение | Конвенция | ТК РФ |
---|---|---|
Право на первый отпуск |
Возникает после шести месяцев работы (п. 2 ст. 5) |
Отпуск может быть предоставлен до истечения шести месяцев по соглашению сторон трудового договора (ч. 2 ст. 122) |
Продолжительность отпуска и стаж |
Продолжительность отпуска установлена пропорционально отработанному времени (п. 1 ст. 4) |
Даже если рабочий год отработан не полностью, отпуск может быть предоставлен в полном объеме авансом (ст. 122). При увольнении излишне выданные отпускные удерживаются (ст. 137) |
Минимальная продолжительность отпуска |
Три рабочих недели за один год работы (п. 3 ст. 3) |
28 календарных дней (ст. 115) |
Использование неотгулянных дней отпуска |
Необходимо использовать в течение 18 месяцев по окончании рабочего года, за который они положены (п. 1 ст. 9) |
Допускается перенос отпуска с согласия работника. |
Срок выдачи отпускных |
Отпускные выдаются до начала отпуска (п. 2 ст. 7) |
Отпускные выдаются не позднее чем за три дня до начала отпуска (ст. 136) |
Замена отпуска компенсацией |
Не предусмотрена |
Часть отпуска работника, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией (ст. 126). |
1. Конвенция применяется ко всем работающим лицам, за исключением моряков.
2. В случае необходимости после консультаций с соответствующими организациями работодателей и работников, если таковые существуют, компетентным органом власти или соответствующим государственным аппаратом в каждой отдельно взятой стране могут быть приняты меры по исключению из сферы применения данной Конвенции отдельных категорий лиц, работающих по найму, применение Конвенции в отношении которых вызывает серьезные затруднения или же вопросы законодательного или конституционного характера.
3. Каждый член МОТ, ратифицирующий настоящую Конвенцию, в первом докладе о применении Конвенции, представляемом согласно статье 22 Устава Международной организации труда, перечисляет все категории, которые могли быть исключены в соответствии с пунктом 2 настоящей Статьи, с указанием причин такого исключения, а в последующих докладах сообщает о состоянии своего законодательства и о своей практике в отношении исключенных категорий, а также о том, в какой степени осуществлено или предполагается применение Конвенция в отношении таких категорий.
1. Любой член МОТ, ратифицировавший настоявшую Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через год после даты регистрации акта о денонсации.
2. Каждый член МОТ, ратифицировавший настоящую Конвенцию, который в годичный срок по истечении упомянутого в предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет связан на следующий период в десять лет и впоследствии сможет денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого десятилетнего периода в порядке, установленном в настоящей Статье.
Списание отпуска конвенция
Всякое соглашение об отказе от права на ежегодный оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого отпуска считается недействительным.
Соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренный пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции, или о не использовании такого отпуска с заменой его компенсацией, или иным образом, в соответствии с национальными условиями, признаются недействительными или запрещаются.
В настоящей статье рассмотрим основные положения регулирования ежегодно оплачиваемых отпусков. Приведен сравнительный анализ норм международного акта и трудового законодательства о времени отдыха. Уделено внимание вопросам порядка предоставления отпуска и его оплате. Также выявлено некоторые пробелы в правовом регулировании и пути их разрешения.
Могут ли списать отпуска за прошлые годы?
В действительности же судебная практика в настоящее время складывается таким образом, что не использованный вовремя отпуск работника сгорает и отстоять его (по крайне мере, в московских судах) не представляется возможным. Как правило, споры об отпусках возникают, если работника увольняют и не выплачивают компенсацию за неиспользованный отпуск. Работник идет в суд и проигрывает спор в связи с пропуском срока исковой давности. Напомним, что по трудовым спорам, не связанным с восстановлением на работе, срок исковой давности составляет три месяца со дня, когда работник узнал (или должен был узнать) о том, что его право нарушено.
Популярные вопросы Ни Трудовой кодекс, ни сама Конвенция не предполагают сгорания отпусков Чтобы понять, действительно ли есть возможность сгорания неиспользованных отпусков, следует разобраться в точках соприкосновения Конвенции № 132 и Трудового кодекса РФ, а также вспомнить, как складывалась практика по компенсации этих отпусков до ратификации Конвенции. Так, согласно ч. 1 ст. 9 Конвенции, непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже чем в течение одного года (за который предоставляется отпуск), а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска — не позже чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который он предоставляется.
С 06.09.2011г. в Российской Федерации регулирование трудовых отношений в части предоставления оплачиваемых отпусков осуществляется с учетом правил Конвенции № 132 Международной организации труда (далее по тексту — Конвенция № 132 МОТ) (статья 18 Конвенции № 132 МОТ, Закон № 139-ФЗ).
Лицо, уволенное по причине иной, чем совершение им проступка, до того, как оно использовало полагающийся ему отпуск, получает за каждый день отпуска, на который оно имеет право в силу настоящей Конвенции, вознаграждение, предусмотренное в статье 7.
Аналогично, при суммировании (перенесении) ежегодных оплачиваемых отпусков денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого из отпусков, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ч. 1, 2 ст. 126 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. На практике толкование этого положения может вызвать сложность. Не совсем понятно, имел ли в виду законодатель отпуска неиспользованные в установленный срок (например, в случае отзыва из отпуска – 1 год), или неиспользованные вне зависимости от такого срока. Новшества Таким образом, Конвенция № 132 содержит ряд нововведений, которые улучшают положение работников по сравнению с Трудовым кодексом.
Эффективные меры, соответствующие методам проведения в жизнь положений Конвенции, принимаются для обеспечения надлежащего применения и проведения в жизнь правил или положений об оплачиваемых отпусках с помощью должной инспекции или иным образом.
Недавно Россия присоединилась к Конвенции об оплачиваемых отпусках. В нашем обществе это событие вызвало мощный резонанс. Многие посчитали, что теперь права и работников, и работодателей могут быть ущемлены. Постараемся разобраться, что дает нам ратификация данного международного соглашения.
Положения Конвенции осуществляются путем национального законодательства в той мере, в какой они не проводятся в жизнь иным путем: посредством коллективных договоров, арбитражных решений, судебных решений или официальными органами по установлению заработной платы или любым другим путем, соответствующим практике данной страны с учетом существующих в ней условий.
Конвенция была принята на Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) в Женеве 24 июня 1970 года. 1 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 139−ФЗ (далее — Закон № 139−ФЗ) о присоединении к данному международному документу.
По мнению консультантов, в приведенных нормах статьи 124 ТК РФ речь идет о случаях, когда в связи с особыми обстоятельствами ежегодный отпуск работнику не предоставляется в принципе. В такой ситуации отпуск должен быть предоставлен работнику полностью или частично в течение 12 месяцев, следующих после окончания того рабочего года, за который отпуск предоставляется. Ограничение права человека свободно передвигаться и жить там, где он сам захочет, является ограничением конституционных прав (Статья 27 Конституции РФ). Такие ограничения могут быть установлены только федеральным законом или вступившим в силу приговором суда.
Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется поддерживать соответствующую систему инспекции и контроля для обеспечения применения положений Конвенции или удостовериться в том, что такая система поддерживается.
Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 132 «Об оплачиваемых отпусках» (пересмотренная в 1970 г.) ратифицирована Россией Федеральным законом от 01.07.2010 № 139-ФЗ. Ратификация этого документа вызвала множество комментариев в СМИ. Работающее население и профсоюзы озабочены возможными изменениями в привычной практике регулирования этого вопроса. Сотрудники опасаются, что международные нормы приведут к злоупотреблениям со стороны работодателей как в установлении, так и в оплате времени отдыха.
Представляется, что данный подход вызывает недоумение лиц, практикующих трудовое право. Во-первых, аналогичная девятой статье Конвенции норма существовала в Трудовом кодексе России (ТК) с 2001 г. (ч. 3 ст. 124 ТК), но принципы исчисления там были иные: так, с согласия работника допускался перенос отпуска на следующий рабочий год, но отпуск должен был быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставлялся. Тем не менее судами данная норма внутреннего законодательства никогда не рассматривалась как препятствие для работника при получении компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении.
Около четырех лет назад в России вступила в силу Конвенция № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 г.)» (далее – Конвенция).
В задачи актов МОТ не входит ухудшение условий труда или снижение прогрессивных стандартов, установленных отдельными странами, до некоторого минимального значения. Более того, любое ухудшение положения трудящихся прямо противоречит основным задачам МОТ, закрепленным в преамбуле ее Устава. Ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разбит на части в пределах, определяемых законодательством страны, коллективными договорами, арбитражными решениями или особыми органами, ведающими регулированием оплачиваемых отпусков в сельском хозяйстве, или любым иным образом, утвержденным компетентным органом власти.
В силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Работающему по найму лицу, проработавшему минимальный период, соответствующий тому, который может требоваться в силу пункта 1 статьи 5 настоящей Конвенции, предоставляется после прекращения работы оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который он еще не получил отпуска, или вместо этого ему выплачивается компенсация или предоставляется эквивалентное право на будущий отпуск.
Таким образом, по согласованию работника и работодателя неиспользованная в текущем рабочем году часть отпуска, предоставляемого частями, может быть перенесена на следующий рабочий год. Согласно статье 17 Конвенции официальные документы о ее ратификации (в нашем случае — Закон № 139−ФЗ) направляются генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. На территории государства, присоединившегося к Конвенции, она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации (п. 3 ст. 18 Конвенции).
Безусловно, международные акты (к числу которых, разумеется, относятся и акты МОТ) в случае их ратификации государством обладают большей юридической силой, чем собственно российские законы. Вместе с тем в Уставе МОТ ясно и недвусмысленно подчеркивается, что ни принятие какой-либо Конвенции самой МОТ, ни ратификация ее государством, являющимся членом МОТ, ни в коем случае не затрагивают такие положения законодательства, судебных решений, обычаев и соглашений, которые обеспечивают трудящимся более благоприятные условия, чем предусмотренные Конвенцией.
В нашей стране еще КЗоТ 1971 г. предусматривал, что ежегодный отпуск составляет 24 рабочих дня плюс 4 выходных. Согласно ныне действующему Трудовому кодексу 2001 г., продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней (ч. 1 ст. 115 ТК РФ). Почему же тогда Конвенция была ратифицирована нашей страной более чем через 40 лет после ее принятия МОТ?
Проблема заключалась в правилах разделения отпуска на части и переноса неиспользованной части отпуска на последующие годы. Согласно Конвенции, разделение может быть разрешено компетентным органом страны – участницы Конвенции, но при этом продолжительность одной из частей не может быть менее двух непрерывных рабочих недель (ст. 8 Конвенции).
Подобного положения не было в КЗоТ, и его введение не представлялось целесообразным. Это обусловлено тем, что в условиях командно-административной экономической системы разделение отпуска и его использование работниками в различные периоды рабочего года не соответствовало интересам предприятий и учреждений.
Конвенция и Трудовой кодекс
Прежде чем обсудить наиболее важные положения Конвенции, давайте рассмотрим вопрос о ее соотношении с действующим отечественным законодательством, в частности, Трудовым кодексом. Документы во многом схожи, однако, как мы увидим далее, существуют некоторые различия. Кроме того, возникает вопрос: будет ли применяться Трудовой кодекс или все же Конвенция имеет приоритет?
Конвенция МОТ № 132 по своей правовой природе является международным договором РФ. Следовательно, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Конвенция является составной частью правовой системы. И если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила договора. Следовательно, Конституция устанавливает приоритет конвенций над внутренним законодательством.
Использование оставшейся части отпуска
Одним из важных нововведений Конвенции стало следующее положение. Остаток ежегодного отпуска, не использованный в текущем году, может быть использован не позже, чем в течение 18 месяцев после окончания года, за который он предоставляется. Например, если работник принят 1 ноября 2011 г., то в первом рабочем году (до 1 ноября 2012 г.) нужно использовать как минимум 14 дней отпуска, а оставшиеся дни – не позднее 1 мая 2014 г.
В связи с этим возникло опасение, что работники утратят право на использование остатков отпусков после указанных 18 месяцев, в том числе тех, которые накопились к моменту вступления Конвенции в силу. Однако российское право предоставляет в данном случае более широкие гарантии работникам, поскольку ч. 1 ст. 125 Трудового кодекса не устанавливает предельный срок использования оставшейся части отпуска.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений
Конвенции МОТ также являются источниками трудового права, которые непосредственно применимы при регулировании трудовых отношений. Например, в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сделана ссылка на п. 1 ст. 1 Конвенции N 29 о принудительном или обязательном труде.
При регулировании трудовых отношений применению подлежат конвенции МОТ, которые ратифицированы нашим государством.
В настоящее время ратифицированы следующие конвенции МОТ:
1) Конвенция N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве;
2) Конвенция N 11 о праве на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве;
3) Конвенция N 13 о применении белил в малярном деле;
4) Конвенция N 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях;
5) Конвенция N 15 о минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте;
6) Конвенция N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов;
7) Конвенция N 23 о репатриации моряков;
8) Конвенция N 27 об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах;
9) Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде;
10) Конвенция N 32 о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов;
11) Конвенция N 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода;
12) Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;
13) Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках;
14) Конвенция N 58 о минимальном возрасте допуска детей на работу в море;
15) Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность;
16) Конвенция N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы;
17) Конвенция N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации;
18) Конвенция N 73 о медицинском освидетельствовании моряков;
19) Конвенция N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности;
20) Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах;
21) Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах;
22) Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;
23) Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию;
24) Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности;
25) Конвенция N 92 о помещениях для экипажа на борту судов;
26) Конвенция N 95 об охране заработной платы;
27) Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров;
28) Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;
29) Конвенция N 103 об охране материнства;
30) Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда;
31)Конвенция N 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях;
32) Конвенция N 103 о национальных удостоверениях личности моряков;
33) Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий;
34) Конвенция N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу моряков;
35) Конвенция N 113 о медицинском осмотре рыбаков;
36) Конвенция N 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации;
37) Конвенция N 119 о снабжении машин защитными приспособлениями;
38) Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности;
39) Конвенция N 122 о политике в области занятости;
40) Конвенция N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках;
41) Конвенция N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках;
42) Конвенция N 126 о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов;
43) Конвенция N 133 о помещениях для экипажа на борту судов;
44) Конвенция N 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков;
45) Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу;
46) Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;
47) Конвенция N 147 о минимальных нормах на торговых судах;
48) Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;
49) Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;
50) Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация;
51) Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;
52) Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;
53) Конвенция N 160 о статистике труда; 54) Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями;
55) Конвенция N 116 о частичном пересмотре конвенций МОТ;
56) Конвенция N 162 об охране труда при использовании асбеста;
57) Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков;
58) Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда;
59) Конвенция N 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах;
60) Конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах.
Нормативы перечисленных Конвенций МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений. Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись.
Данные положения могли быть применены лишь после их включения в нормы внутреннего законодательства. В настоящее время на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила конвенций МОТ должны непосредственно применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Для этого не требуется повторения положений конвенций МОТ в нормах внутреннего законодательства. Хотя до введения в действие Конституции РФ могут быть применены лишь положения конвенций МОТ, которые были воспроизведены в нормах российского законодательства.
Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись. Например, Конвенция МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (1935 г.), ратифицирована 4 июня 1956 года. Однако до 7 октября 1992 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в КЗоТ РФ 25 сентября 1992 года, в нашем государстве была установлена рабочая неделя продолжительностью 41 час. В связи с этим работники в период с 4 июня 1956 года до 7 октября 1992 года работали сверх нормы, установленной Конвенцией МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, еженедельно по одному часу. Однако данная переработка не противоречила внутреннему законодательству.
Нормы конвенций МОТ в тот период непосредственно не применялись, поэтому требования работников об оплате в повышенном размере переработанных сверх установленного названной Конвенцией норматива часов, то есть о признании их сверхурочной работой, удовлетворению не подлежат.
Однако после принятия Конституции РФ положения конвенций МОТ подлежат непосредственному применению. В связи с чем при наличии противоречий между правилом, включенным в конвенцию МОТ, и положениями внутреннего законодательства применению подлежат нормы международно-правовой регламентации труда.
К примеру, в настоящее время на основании внутреннего законодательства труд военнослужащих используется на гражданских объектах. Хотя в ст. 1 Конвенции МОТ N 105 об упразднении принудительного труда говорится о том, что государство берет на себя обязательства не использовать принудительный или обязательный труд в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития.