Отказ в регистрации юридического лица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в регистрации юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.
Если вы уверены, что ФНС отказала вам незаконно, обжалуйте решение в 3-х месячный срок. Сначала подаете жалобу в вышестоящую инспекцию, которая должна ответить вам в течение 15 рабочих дней. Если ответ вас не устроит, можете писать жалобу в Центральный аппарат ФНС. Последней инстанцией в этом списке будет суд.
Если вы согласны с отказом:
- Устраните недочеты
- Приложите недостающие документы
- Если прошло менее трех месяцев с первого обращения, пошлину платить не нужно. Если больше — заплатите пошлину снова
- Подайте документы заново
Если вы не согласны с отказом:
- Получите решение об отказе с указанием причины
- В течение трех месяцев обжалуйте его в вышестоящую инспекцию
- Если ответ вас не удовлетворил, обжалуйте его через Центральный аппарат ФНС
- Решение Центрального аппарата ФНС можно обжаловать в судебном порядке
Досудебное обжалование
Жалобу на отказ в регистрации ООО нужно подавать в течение 3 месяцев. Обратиться с ней можно:
- В регистрирующую ИФНС. В таком случае она в течение 3 дней должна передать документы органу, который будет ее рассматривать.
- Непосредственно в канцелярию вышестоящего органа.
В жалобе должны содержаться такие данные:
- подробная информация о заявителе — ФИО и место жительства физического лица, а если учредителем выступает организация — ее наименование и адрес;
- реквизиты решения об отказе в регистрации ООО;
- информация о налоговом органе, который принял такое решение;
- доводы учредителя, почему отказ неправомерен, и как он нарушил права бизнесмена;
- вариант получения ответа — на бумаге или в электронной форме.
К жалобе надо приложить документы, подтверждающие правомерность позиции учредителей. Если она подается уполномоченным лицом, также нужно приложить доверенность.
Жалобу должны рассмотреть в течение 15 рабочих дней. Но при необходимости срок может быть увеличен еще на 10 дней. Плюс 3-4 дня на передачу дела, если документы поданы в регистрирующую инспекцию. Таким образом, ответ должен быть дан максимум через месяц. Если итог заявителя не устраивает, обращайтесь в Центральный аппарат ФНС или сразу в суд.
Недостоверный юридический адрес
Хотя документы, подтверждающие юридический адрес, не указаны в обязательном перечне статьи 12 закона № 129-ФЗ, однако их отсутствие может привести к признанию адреса недостоверным и последующем отказе в регистрации.
Чтобы этого не допустить, в налоговый орган также подается (по выбору):
- гарантийное письмо при регистрации ООО на нежилое помещение;
- согласие собственника на создание компании в жилом помещении.
Необходимо также приложить документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости: копия свидетельства или выписка из ЕГРН.
Кроме того, к порокам юридического адреса относятся:
- наличие незавершенного строительного объекта, разрушенного здания или помещения, где невозможно вести деятельность;
- по заявленному адресу расположена военная часть или государственный орган;
- собственник недвижимости заявил о запрете регистрации ООО по этому адресу;
- по адресу уже зарегистрировано 10 и более юридических лиц, и он признан адресом массовой регистрации.
Официальные основания отказа в госрегистрации
Список оснований для отказа в регистрации юридического лица, который приведен в статье 23 закона № 129, является закрытым, т.е. не допускает наличия каких-то еще не указанных в нем причин. Проблема заключается в том, что эти основания трактуются налоговыми инспекторами не совсем однозначно.
Например, первое основание для отказа в законе называется — «непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов». Однако, здесь имеется в виду не только ситуация, когда заявление Р11001 или другой обязательный документ не были фактически поданы, но и любые ошибки и неточности в их оформлении.
Чтобы снизить риски отказов в государственной регистрации юридических лиц, предлагаем подробнее разобраться в их самых частых причинах.
Помощь в создании ООО
Учитывая возможные риски, повторные расходы и затраты личного времени советуем Вам обращаться в специализированные компании. Например в компанию БУХпрофи, где опытные юристы регулярно отслеживают все изменения в законодательстве, что позволяет создать ООО с гарантией от отказов. Стоимость 7 000 рублей, включая все расходы, онлайн-подачу на регистрацию, печать и подготовку полного пакета документов для налоговой и банка, без дополнительных платежей!!!
Чтобы приступить к регистрации ООО скачайте анкету, заполните и пришлите нам. Наш специалист подберет требуемые коды ОКВЭД и пришлет вам на согласование, далее подготовит все требуемые документы и согласует с вами время встречи. Получить консультацию можно по телефонам: 8(495) 150-34-22 или 8(985) 727-83-30
Минимум Вашего участия, без дополнительных платежей и всего за пять дней мы откроем Вам ООО!!!
Официальные основания отказа в госрегистрации
Список оснований для отказа в регистрации юридического лица, который приведен в статье 23 закона № 129, является закрытым, т.е. не допускает наличия каких-то еще не указанных в нем причин. Проблема заключается в том, что эти основания трактуются налоговыми инспекторами не совсем однозначно.
Например, первое основание для отказа в законе называется — «непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов». Однако, здесь имеется в виду не только ситуация, когда заявление Р11001 или другой обязательный документ не были фактически поданы, но и любые ошибки и неточности в их оформлении.
Чтобы снизить риски отказов в государственной регистрации юридических лиц, предлагаем подробнее разобраться в их самых частых причинах.
Юридические лица: основания отказа в государственной регистрации
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» называет исчерпывающий перечень оснований для возможного отказа в регистрации юридических лиц:
— непредставление определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.
На практике учредителям и заявителям приходится сталкиваться с требованием регистрирующих органов представить дополнительные документы для государственной регистрации. Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены перечни документов, необходимых для осуществления государственной регистрации. Иные документы регистрирующие органы не вправе требовать. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации по мотивам непредставления дополнительных документов может быть признан незаконным.
Об этом говорит и арбитражная практика — Постановления Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Западно-Сибирского округа от 4 июля 2005 года по делу №Ф04-4119/2005(12651-А70-33), от 9 ноября 2004 года по делу №Ф04-7229/2004(5295-А67-37), Постановление ФАС Московского округа от 11 апреля 2005 года по делу №КГ-А41/1311-05, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2003 года по делу №А43-3017/2003-26-102. Как видно суды исходят из того, что перечни документов представляемых для государственной регистрации исчерпывающе установлены соответствующими статьями Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В случае отказа регистрирующего органа на основании того, что документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган в решении об отказе должно быть указано в какой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его адрес;
— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
С момента записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать указание на основание отказа.
Решение об отказе в государственной регистрации принимается не позднее срока, установленного статьей 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации может быть признано недействительным в случае вынесения его с нарушением установленного пятидневного срока (Постановление ФАС Московского округа от 1 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/9377-03).
Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд – часть 3 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Ответственность регистрирующего органа.
Ответственность регистрирующего (налогового) органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц предусмотрена статьей 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка регистрации, а также за отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Гражданская ответственность.
Согласно положению пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Административная ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений (документов) либо иных, предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц, документов заинтересованным лицам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 2 статьи 14.25 КоАП РФ).
Уголовная ответственность.
В соответствии со статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» – неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения — влечет для «чиновника» наступление уголовной ответственности.
Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия.
Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия (непредставление или несвоевременное представление сведений необходимых для включения в государственный реестр, а равно предоставление недостоверных сведений) предусмотрена пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Административная ответственность.
Ошибки при заполнении регистрационной документации
Направляемая на регистрацию документация может содержать ошибки, или документы подаются не в полном объеме. Это наиболее распространенная причина отказа в госрегистрации.
Бланк формы Р11001 утратил свою актуальность. С 2019 г. Приказом №ММВ-7-6/25@ была утверждена новая форма бланка. Последние поправки вносились в форму 25 мая 2016 г. после того, как начал действовать новый ОКВЭД-2.
Ошибки в заполнении формы Р11001. Требования, которыми нужно руководствоваться при заполнении формы, утверждены Приказом №ММВ-7-6/25@. Несоответствие данным требованиям может стать причиной для отказа. Это касается и таких мелких неточностей, как наличие лишней точки или знака, который был внесен не в свое поле.
Неполная комплектация регистрационных документов. Список документации указан в ст.12 Закона №129-ФЗ. Пакет документов включает в себя протокол об учреждении организации, ее устав, квитанцию об уплате госпошлины и заявление, заполненное по форме Р11001. К оформлению каждого из документов установлены требования.
Неверные реквизиты платежного документа. Если заявителей несколько, то госпошлина не должна оплачиваться только одним из них.
Когда отказ в регистрации не связан с ошибками в документах
В регистрации ООО может быть отказано, даже если документы, представленные в налоговую службу, составлены по всем правилам.
Наиболее распространенные причины отказа в этом случае:
Причины отказа, не связанные с неправильным заполнением документов | В чем заключаются |
Пакет документов не полный | Возможно, что при формировании пакета документов, что-то было не учтено и в ФНС поданы не все необходимые бумаги. В этом случае регистратор не проверяет наличие документов по перечню. Его обязанностью является проверка правильности заполнения заявления на регистрацию и наличие квитанции об оплате госпошлины. Поэтому некомплектность бумаг выявляется уже после приема документов на регистрацию |
Нотариальная ошибка | Если нотариусом будет допущена ошибка при заверении документов, то ответственность за отказ в регистрации в виде потери перечисленной пошлины и времени на повторный сбор документов ложится на плечи заявителя |
Юридический адрес | Юридический адрес, который указан в документах на регистрацию, может находиться в черном списке налоговой службы или являться адресом «массовой» регистрации. В этом случае отказ будет однозначным. Причиной для отказа может послужить отсутствие согласия собственника помещения на регистрацию общества |
Руководитель общества | Директор экономического субъекта также может быть занесен в черный список ФНС по различным причинам (запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, «массовое» руководство и т.д.) |
Ответы на вопросы по отказу в регистрации ООО
Вопрос №1. Если налоговая служба отказала в регистрации ООО, возможен ли возврат уплаченной госпошлины?
Ответ. Законом подразумевается, что госпошлина уплачивается за совершение каких-либо действий государственными органами в пользу заявителя. Даже если регистрация общества не произошла, ФНС выполнила все необходимые действия, установленные НК РФ. В связи с этим при повторной подаче документов на регистрацию госпошлину придется заплатить еще раз. Исключение оставляют случаи, когда заявитель отказался от регистрации по своему желанию еще до того, как были поданы документы. Также госпошлину не придется платить еще раз, если решением суда действия ФНС будут признаны неправомерными.
Вопрос №2. В какие сроки можно собрать повторно документы для регистрации и предоставить их в налоговую службу?
Ответ. Как таковых четко установленных временных рамок не существует. Главное – исправить допущенные ошибки и повторно заплатить пошлину. Как правило, это занимает не менее одной недели. Если в регистрации отказано по причине претензии к директору или юридическому адресу организации, то необходимо устранить эти недостатки и указывать в заявлении лиц или юридический адрес, которые не могут вызвать вопросов у налоговых служб.
Вопрос №3. В каком порядке возможно обжаловать отказ зарегистрировать общество?
Ответ. Порядок обжалования решения местной региональной налоговой службы следующий:
- обращение в вышестоящую инспекцию;
- обращение в ФНС;
- обращение в Арбитражный суд.
Сегодня обязательно досудебное урегулирование претензии в вышестоящей налоговой инстанции. Решаясь на оспаривание отказа налоговых служб зарегистрировать организацию, следует взвесить все за и против и определиться, стоит ли тратить свое время на судебные тяжбы или проще и эффективнее подготовить новый пакет документов.
Вопрос №4. Зарегистрировать новое предприятие ФНС отказалось из-за ошибки при наборе кодов ВЭД. Означает ли это, что ошибка в регистрационных документах единственная? Есть какое-то ограничение сроков подачи предприятия на регистрацию после принятия решения учредителя?
Ответ. Законодательство не устанавливает обязанность ФНС при возврате пакета документов указывать на все допущенные заявителем ошибки при заполнении и формировании пакета документов на регистрацию. Поэтому отказ по одной причине не гарантирует других ошибок. При повторном сборе бумаг на регистрацию необходимо внимательно их проверить.
Сдали документы не в ту налоговую инспекцию
Основание — п. б) ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ
ООО регистрируют в налоговой инспекции по месту нахождения юридического адреса. Про юрадрес мы все рассказали в предыдущем разделе.
Есть регионы, где фирмы регистрирует районная налоговая. Тогда пакет документов сдают в налоговую района, где будет юрадрес с директором. Найти свою инспекцию можно в сервисе Определение реквизитов ФНС.
Но в некоторых регионах созданы Единые регистрационные центры — это когда документы на регистрацию юрлиц принимает только одна конкретная налоговая. В этом случае надо сдавать пакет именно в единый центр, а не в районную инспекцию.
Ещё налоговая откажет, если директор прописан в одном городе или районе, а ООО планирует работу в другом. Но подали по месту предполагаемого ведения деятельности.
Процедура смены места нахождения юридического лица
C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.
СМЕНА ЮР. АДРЕСА ООО
2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).
С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).
По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).
Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
- Решение об отказе в регистрации является процессуальным решением и может быть вынесено только после официального представления документов в налоговый орган. Если документы представлены для предварительного изучения и консультирования относительно осуществления регистрационных мероприятий, основания для вынесения отказа отсутствуют.
- Решение об отказе влечет прекращение процедуры проверки и оформления представленных документов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. После вынесения решения оно подлежит направлению заявителю, одновременно возвращаются все документы юридического лица, представленные для регистрации.
- Процессуальное решение о невозможности продолжения регистрации могут выносить должностные лица ФНС. Подписание и утверждение решения об отказе ненадлежащим лицом влечет основания для признания его незаконным. Также в данном документе обязательно должны указываться основания для вынесения отказа со ссылкой на конкретное нарушение нормы законодательства.